Если в вас влюблен азербайджанец. Самые красивые азербайджанцы (40 фото)


НИ ДЛЯ КОГО НЕ СЕКРЕТ, ЧТО АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ МУЖЧИНЫ САМЫЕ КРАСИВЫЕ...НЕСКОЛЬКО СЕКРЕТОВ О НИХ, А ТАК ЖЕ РЕЙТИНГ: 10 САМЫХ КРАСИВЫХ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ... Если вы встретите мужчину, похожего на мексиканца, араба или англичанина, вероятней всего, этот мужчина азербайджанец. На самом деле я не могу придумать какой-то определенный образ, чтобы описать азербайджанского мужчину. Было время, когда азербайджанские земли находились во владении Османской, а потом Российской Империи и если углубляться в детали, мы можем вспомнить, что у нас есть албанские и другие корни. Если вы намерены встречаться с азербайджанским мужчиной, тогда хочу отметить несколько нюансов, которых от них можно ожидать. Но попрошу отметить, что все написанное мной – это обобщенное мнение и может относиться не ко всем. Давайте начнем. Между вами всегда будет другая женщина! Прошу вас не нервничать, прочитав этот заголовок. Под другой женщиной я имела в виду его мать. Вы должны быть готовы делить свою любовь с его матерью. Запомните одно, его мать всегда права. Его мать никогда не лжет, не пользуется его возможностями и ни плетет интриги. Все плохие качества и действия присущи только вам, безусловно, все хорошее присуще его матери. В любом случае, каждый из нас любит своих родителей, но азербайджанский сын любит немного больше. Азербайджанские мужчины самодовольные! Я не говорю, что они самодовольные, они просто очень уверены в себе. Азербайджанский мужчина всегда доволен работой, которую он выполнил, и если даже он выполнил ее не очень хорошо, он никогда не позволит, чтобы о нем плохо говорили. Азербайджанский мужчина всегда ходит с высокоподнятой головой, и демонстрирует свою самоуверенность, гордо шагая, засунув руки в карманы брюк. Азербайджанские мужчины собственники и любят властвовать. Когда дело доходит до женщины, азербайджанский мужчина может быть собственником. Вы должны жить по его правилам. Если вы ищете свободные, открытые, беззаботные отношения, которые бы позволили вам делать, все что вздумается, тогда еще раз пересмотрите свое желание встречаться с азербайджанским мужчиной, так как он не согласится с этими условиями. Если он отдал вам свое сердце и завоевал ваше, то вы уже стали его собственностью. Он не будет делить вас ни с кем, и иногда даже с подругами. Просто поймите, что это часть азербайджанской культуры! Бог вам в помощь! Он любит красивые стихи. Красивые и качественные вещи, модная одежда, умопомрачительные духи, чистая обувь, аккуратная прическа, свежевыбритое лицо - все это и еще многое очень важны для азербайджанского мужчины. Азербайджанские мужчины интересуются модой параллельно с женщинами и серьезно следят за своей внешностью. Одним словом, вы никогда не увидите, чтобы азербайджанский мужчина пришел на свидание с девушкой в порванной рубашке или с грязной обувью, в то время как в Америке это иногда нормальное явление. Запомним, азербайджанский мужчина всегда прав! Если даже, вы в сотый раз правы и наступил конец света, во всей галактике не найдется силы, которая бы доказала азербайджанскому мужчине, что он неправ! Запомни, он всегда прав (просто не дави на него и молчи). Просто прими это и поверь, что потом он это оценит. Если не веришь, тогда прочитай выше параграф о самоуверенности. Если понадобится, ради тебя он достанет Луну с неба. Давайте теперь я расскажу вам о положительных качествах азербайджанских мужчин, то есть о том, что может вам понравится. Если вы уже готовы сбежать, прочитав все вышесказанное, сначала потратьте минутку и дочитайте это, а потом уже принимайте решение. Азербайджанские мужчины считаются самыми заботливыми. Они умеют сделать так, чтобы женщина чувствовала себя самой счастливой и красивой. Поверьте мне, он будет любить вас минимум настолько, насколько любит мать и будет заботиться о вас. Азербайджанский мужчина хорошо понимает потребности и желания женщины и обладает силой высоко оценить ее. И в конце я хочу отметить один из важных моментов. Азербайджанские мужчины очень красивые и привлекательные, думаю, это вы уже поняли))

17:10 | 14.09.2009 Двух зайцев одним выстрелом - одна жена в Азербайджане, другая - в Москве

Управление ЗАГС города Москвы привело очень интересные цифры, которые заставляют человека задуматься.

Представьте, что каждый шестой-седьмой брак в Москве - интернациональный. «За восемь месяцев 2009 года было заключено 8248 браков с участием иностранных граждан, что на 956 больше по сравнению с тем же периодом прошлого года», - сообщает российские СМИ.

По статистике, наибольшей популярностью московские невесты и женихи пользуются у граждан Турции, Германии, Израиля, Великобритании, США, Италии, Франции. Лидерами среди государств СНГ являются Украина, Армения, Молдавия, Узбекистан и Азербайджан. Ежегодно в Москве регистрируют браки иностранные граждане из более 100 иностранных государств.

Интересно, какие факторы заставляют азербайджанцев, работающих в России, создавать семьи с русскими девушками, тогда как большинство этих людей имеют семьи в Азербайджане? Что же привлекает азербайджанских мужчин в русских девушках и наоборот? Этот вопрос Vesti.Az попросил прокомментировать главу Женского кризисного центра Матанат Азизову.

«Ни для кого не секрет, что большое количество мужского населения нашей страны выезжает в Россию на заработки. К сожалению, пошла такая тенденция, когда наши мужчины стараются поехать туда без жен и детей, что открывает им широкие возможности для знакомства с женщинами в той стране, где их никто не знает. И еще один факт - для того, чтобы жить в Москве на законных основаниях, нужны документы, а самый легкий путь - женится на гражданке России, чтобы в будущем получить право на проживание, а затем и гражданство. В основном, это бывают гражданские браки, когда одним выстрелом как бы убивают сразу двух зайцев - одна жена в Азербайджане, другая - в Москве.

Российские и украинские девушки и женщины предпочитают больше кавказских мужчин. Причина этого кроется в том, что в России трудно представить мужчину непьющим. Имидж семейного мужчины в России опускается все ниже и ниже. Азербайджанский же мужчина все-таки воспитан по-другому, наши мужчины более уважительно относятся к семье, к женщине. Для российских девушек азербайджанские мужчины – это выгодная партия», - сказала она.

По словам Азизовой, «для азербайджанских женщин существуют определенные ограничения – не носить короткое платье, не работать, не употреблять алкогольных напитков, не курить. Но весь парадокс состоит в том, что при пересечении границы наши мужчины начинают выбирать именно доступных для себя женщин, то есть азербайджанский мужчина становится другим. Даже элементарно, многие азербайджанские женщины задаются вопросом: «Чем отличается любовница от жены?» и своеобразно отвечают на этот вопрос: «Любовница более открыта и раскрепощена, нежели жена». Азербайджанскому мужчине в российской женщине нравятся открытость в интимных отношениях, что тоже является стимулом для создания семейных отношениях», - подытожила она.

Представляем вниманию читателей аналитический материал, написанный видным ученым, доктором исторических наук Фаридом Алекперли

Особенности исторической судьбы, экономическая, общественно-политическая, культурная и идеологическая среда отказывают влияние на формирование менталитета народа. При этом любопытно, что порой народы, живущие далеко друг от друга, говорящие на разных языках и исповедующие разные религии, обнаруживают больше сходства друг с другом в плане национального характера, чем соседние и близкородственные этносы. Автору этих строк пришлось побывать в служебных командировках почти во всех странах Южной Европы – в Италии, Испании, Португалии, Турции, Греции и на обоих Кипрах, а также в соседних азиатских странах - в Иране и Туркменистане. Знакомясь с культурой различных народов, невольно задаешься вопросом: «А какой из них ближе к азербайджанцам по менталитету и культуре?»

Один народ - два государства

С Ираном и Туркменистаном мы тесно связаны этническими, религиозными и культурными узами, однако Азербайджан в большей степени находится в русле средиземноморской и южноевропейской цивилизационной среды, на которой остановлюсь более подробно. Первой на ум приходит Турция: у нас с турками общее происхождение и почти один язык. Любой азербайджанец может, находясь в Турции, общаться с местным населением без переводчика. Даже существует крылатая фраза – «один народ, два государства».

Несмотря на это, полного тождества в азербайджанской и турецкой ментальности не наблюдается. Разница в мировоззрении среднестатистических бакинца и стамбульца сопоставима с разницей в мировоззрении русского человека из Москвы и западного украинца из Львова. Это связано с тем, что на протяжении последних 500 лет исторические судьбы турков и азербайджанских тюрков складывались по-разному. Азербайджан в 1813-1828 г.г. был включен в состав Российской Империи, в то время как Турция вплоть до 1922 г. сама представляла собой империю, стоявшую "одной ногой" в Европе, другой - в Азии.

Неизбежным последствием имперского прошлого является патриотизм, основанный на национальной гордости. В Турции он носит великодержавный характер, что связано, опять-таки, с 500-летней историей Османской Империи. В отличие от турецкого, патриотизм азербайджанцев не является имперским, великодержавным и носит скорее характер привязанности к родной культуре, языку и литературе.

Знает каждый турецкий школьник

В то же время на формирование характера османских турков оказала влияние многовековая военная организация турецкого общества. Османская Империя представляла собой гигантскую военно-административную машину, столетиями функционировавшую в режиме постоянных войн, завоеваний и расширения своих территорий. Эта империя могла существовать, только пока расширялась, завоевывая и осваивая все новые и новые территории. Поэтому турецкое общество сформировало тип гражданина-солдата, причем воином по духу был каждый турок, независимо от рода занятий – и крестьянин, и купец, и феодал. После поражения турецких войск под Веной в 1683 году все еще могущественная Османская Империя стала медленно, но неуклонно сжиматься, постепенно теряя одну территорию за другой, пока не рухнула в 1922 году. Но сохранявшийся в обществе и среди правящей элиты милитаристский дух позволил Мустафе Кемалю Ататюрку взять реванш и возродить Турцию как важную страну в регионе. До сих пор каждый турецкий школьник знает наизусть слова Ататюрка “я горжусь каждым, кто может сказать: «Я турок!»"

Таким образом, турецкое общество, основанное на многовековых традициях тюркской военно-феодальной государственности, сформировало тип гражданина-воина. Какие черты характера он предполагает? Храбрость, сдержанность, серьезность, определенный аскетизм, понятие о воинской чести, законопослушание, беспрекословное повиновение приказу и т.д. Храбрость и упорство турков поразили русского полководца Александра Суворова в 1787 г. во время битвы у крепости Кинбурн. «Какие молодцы – я с такими еще не дрался», – писал он главнокомандующему князю Г.А. Потемкину. Как отмечает А.А. Свечин в книге «Эволюция военного искусства», «чисто крестьянский состав армии представлял черту сходства турецкой и русской армий. Турецкий крестьянин, честный, работящий, храбрый, легко подчиняющийся дисциплине, представлял элемент, из которого с необычайной быстротой мог быть создан солдат».

Самоирония и нигилизм - неприемлемы

Одной из ключевых черт турецкого национального характера является серьезность, т.е. серьезное отношение к жизни. Большинству турков не свойственны такие черты, как ирония и самоирония, а также цинизм и нигилизм, в той или иной присущие большинству левантинских народов, а также персам, арабам, евреям, итальянцам, частично – русским и некоторым закавказским народам. Способность смеяться над собой, и вообще всякого рода самобичевания, не свойственны туркам. Для них типично скорее конкретно-прагматическое, чем отвлеченно-философское мышление, а также контрастное восприятие действительности: четкое разделение людей на своих и чужих, друзей и врагов.

Турков отличают рационализм, трудолюбие и бережливость, иногда, с точки зрения иностранцев, доходящая до крайности. Если в Стамбуле вас пригласили на угощение, не спешите покупать таблетки, облегчающие переваривание - фестал или мезим-форте, - ибо столы не будут ломиться от яств. Весьма возможно, что угощение будет состоять всего из одной чашки кофе или бутылки минеральной воды. Исключение составляют банкеты и угощения, организованные за счет государства или спонсорских организаций. Там будет все - и долма, и кебаб, и оливки, и салаты, и все остальное. На многих турецких свадьбах гостю бесплатно подают всего одно горячее блюдо и всего один напиток. Все остальное гость заказывает в ресторане сам, на свои деньги. Это весьма разумная традиция, предотвращающая ненужное и обременительное расточительство.

Прагматичность и романтичность

Турки неукоснительно соблюдают установленные правила. Им не свойственно колебаться и сомневаться. Они быстро принимают решения, основываясь на наборе безоговорочно принимаемых ими законов, правил и положений, и столь же быстро, без колебаний претворяют их в жизнь. Релятивизм, то есть идея о том, что все в мире относительно, чужда большинству турков. Неукоснительное следование правилам и традициям, уважение к старшим по возрасту, должности или социальному положению, беспрекословное повиновение начальству и строгая субординация составляют важные черты турецкого национального характера.

Турки не очень разговорчивы, не любят «беспредметные» беседы на общие темы, всякого рода философствования, которые расценивают как пустопорожнюю болтовню и бессмысленную трату времени. Любой разговор затевается ими с конкретной целью и имеет четко очерченные предметные и временные рамки. При оценке человека турки в первую очередь принимают во внимание его социальный статус, то есть какую ступеньку занимает этот человек в социальной лестнице. В зависимости от сделанных выводов турок будет вести себя с этим человеком или как подчиненный, или как начальник - другие альтернативы часто отсутствуют.

При всем этом в семейных и любовных отношениях турки могут быть неожиданно романтичными, мягкими, чувствительными и сентиментальными. Турецкий юмор отличается своеобразием и больше всего близок к немецкому. Турок никогда не позволит себе расслабляться, шутить или развлекаться в рабочее время (если, конечно, он не работает комедиантом или шоуменом). Однако в выходные дни, заранее выделив специальное время для развлечений, турки отдыхают и веселятся от души, «на полную катушку». В этом случае они целиком, можно сказать с чувством ответственности, отдают себя веселью, сопровождающемуся искренним, заразительным смехом, плясками и коллективным музицированием.

Турки бывают разные

Турция – достаточно большая страна. Поэтому, несмотря на наличие основных объединяющих черт характера, менталитет турков из разных областей страны может иметь свою специфику. Так, среди современных турков (особенно западных и балканских) немало потомков отуреченных славян, албанцев и греков. В этом смысле, как это ни парадоксально, но менталитет западноанатолийских и балканских турков больше схож с менталитетом народов Центральной Европы, в частности славян и германцев, нежели с характером арабов, персов, закавказских, левантинских и южноевропейских народов – итальянцев и греков. Частичная, но небольшая аналогия наблюдается лишь с характером двух других южноевропейских народов - испанцев и португальцев, которые в прошлом также имели империи, основанные на военной организации общества.

Однако, как отмечалось выше, необходимо учитывать и то, что турецкий этнос многослоен и неоднороден. Население восточных областей Турции – Карса, Игдыра и т.д. - очень близко по языку, обычаям и менталитету к этническим азербайджанцам. В Турции их даже иногда называют «азери», «азери тюрклери» («азербайджанские тюрки или турки»). Какие же черты менталитета отличают современных азербайджанцев? В целом большинству азербайджанцев свойственны такие черты характера, как гостеприимство, великодушие, щедрость, порой доходящая до расточительности, преданность семье и семейным традициям, уважение к старшим и любовь к детям. Для них типичны самопожертвование во благо семьи и близких, трудолюбие. Причем, обладая гибким мышлением и изобретательностью, азербайджанцы стараются организовать свою работу таким образом, чтобы при наименьших затратах труда получить наибольшие результаты.

Что для азербайджанца чудачество и инфантилизм?

Большинство азербайджанцев прагматики. Причем прагматизм азербайджанцев нередко переходит в утилитаризм и конформизм, свойственный всем ближневосточным народам, в том числе арабам, персам, евреям (хотя у европейских евреев он сочетается с «европейскими» чертами менталитета) и т.д. В азербайджанском обществе неудачники не вызывают никакого сочувствия: их скорее осуждают и презирают, чем жалеют. Поэтому каждый азербайджанец стремится достичь в жизни успеха, в том числе материального благосостояния. Исходя из этого, он отдает предпочтение только тем видам деятельности, которые приносят практический результат. Заниматься чем-то «просто так», исключительно «ради интереса» - не свойственно большинству азербайджанцев и рассматривается ими как чудачество и инфантилизм.

Азербайджанцам свойственны склонность к иронии и самоиронии, самокритика, чувство юмора, лукавство, любовь к веселью и развлечениям, определенный релятивизм мышления, то есть вера в то, что все в мире относительно. Их отличает любовь к красивым вещам, комфорту и благосостоянию. Обладая богатой национальной кухней, азербайджанцы любят вкусно поесть, среди них много гурманов. В целом азербайджанцы миролюбивы, но эмоциональны и вспыльчивы, особенно если задеты их честь и достоинство, а также чувства и интересы близких им людей, членов семьи и родственников.

Бережливость и расточительство

Как правило, азербайджанцы общительны, любят поговорить, проводят много времени с друзьями и родственниками, к которым часто ходят в гости. Иногда, отмечая дни рождения и другие даты, они устраивают пышные застолья, проводя за пиршественным столом многие часы. При этом они обычно не считаются с затратами и не стараются экономить, даже если сами не богаты и материально нуждаются. Им свойственно уважительное отношение к женщинам и материнству, а также уважение к старшим и начальству.

Азербайджанцы любят поэзию, они сладкоречивы, произносят длинные цветистые тосты, часто рассказывают нравоучительные истории с философским подтекстом, а также анекдоты и смешные случаи из своей жизни. Они любят изящные обороты речи, гиперболы и преувеличения. Важную роль во взаимном общении азербайджанцев играет эмпатия – эмоциональное сопереживание, душевность. Они плохо переносят недостаток общения, одиночество и изоляцию.

"Не потерять лицо"

С друзьями азербайджанцы общаются на равных, непосредственно и искренне. Но, при всей своей искренности, азербайджанец, находясь в обществе, старается вести себя несколько сдержанно, не демонстрировать всех своих эмоций, чувств и переживаний. Обычно он держится с достоинством и уверенно, даже если «все плохо» и дела идут наперекосяк. Это у азербайджанцев называется «вести себя по-мужски». Плакаться в жилетку, показывать свои слабые стороны, распространяться о своих неудачах нет смысла, причем даже близким людям: скорее засмеют, чем пожалеют. Это в большей степени касается мужчин, но в какой-то степени и женщин тоже, особенно если речь идет о взаимоотношениях внутри женской компании.

Общественное мнение играет в жизни азербайджанца огромную, иногда закабаляющую его роль. Для азербайджанца очень важно, как он выглядит в глазах окружающих, что говорят о нем родственники, сослуживцы, соседи и люди вообще. Это несколько сковывает его индивидуальность. Например, он вряд ли наденет костюм необычного покроя, даже если тот ему очень нравится, из опасения, что «люди засмеют». Правда, в последнее время, особенно среди молодежи, эта тенденция ослабляется: люди более свободно проявляют свою индивидуальность в одежде, поведении и образе жизни.

Для азербайджанца страшнее всего потерять достоинство или, как говорят, «ударить в грязь лицом», «потерять лицо». Поэтому, например, как бы много ни выпил азербайджанец, вы практически никогда не увидите его валяющимся пьяным на улице. По той же причине, справляя свадьбу сына, азербайджанец постарается провести ее на самом высоком уровне, иногда допуская неоправданное расточительство, даже если ради этого ему придется влезть в долги или потратить с трудом накопленные за много лет деньги. Принимая гостя, азербайджанец поставит на стол все лучшее, даже если это лучшее – последнее. При этом он не будет озабочен тем, что же он сам будет есть на следующий день – завтра будет видно.

Терпимость к нарушениям

Азербайджанцы в большинстве своем не являются этнонационалистами. Им не свойственна этническая ксенофобия, они толерантны к представителям других наций и вероисповеданий. Азербайджанцы - носители преимущественно светского мировоззрения, хотя в большинстве своем не считают себя атеистами. Однако даже у немногочисленной наиболее религиозной части населения вера обычно не принимает характер фанатизма. Это в немалой степени связано с присущим характеру азербайджанцев релятивизмом и прагматизмом. В силу существовавшей в прошлом феодальной, региональной и клановой раздробленности у азербайджанцев, как и у итальянцев, региональное самосознание (местничество) иногда превалирует над общенациональным, что нередко ведет к проявлениям регионализма и трайбализма в обществе.

Долгое пребывание в составе СССР, где люди жили не по законам, а по «понятиям», сформировало у части азербайджанцев, как и у некоторых представителей других советских народов, терпимое отношение к нарушениям закона и злоупотреблению служебным положением. Азербайджанцы предпочитают строить отношения не столько согласно официальным предписаниям, сколько в рамках неофициальных отношений, основанных на дружеских, родственных связях и взаимной договоренности. Эта черта в большей или меньшей степени присуща не только азербайджанцам, но многим другим народам бывшего СССР. При этом азербайджанцы обычно держат данное слово, ибо это считается у них «делом чести». Приверженность семейным ценностям у азербайджанцев проявляется еще сильнее, чем у турков. Семья для азербайджанца - главное. Все остальное, вместе взятое, даже не на втором, а на третьем месте. Менталитет южных (иранских) азербайджанцев имеет некоторые специфические черты, но в целом близок к характеру азербайджанцев Азербайджанской Республики.

И национальный характер может меняться

Однако следует иметь в виду и то, что национальный характер народов, в том числе и азербайджанцев, не статичен и способен со временем изменяться вместе с изменением общественно-политической, идеологической и культурной среды. Так крушение социалистического строя, развитие рыночной экономики и, самое главное, приобретение политической независимости оказало и продолжает оказывать влияние на менталитет молодого поколения азербайджанцев. Первым бросается в глаза рост национального самосознания, чувства национальной гордости и ощущение своей самодостаточности. Молодые люди в гораздо большей степени, чем старшее поколение, осознают себя представителями отдельного, независимого, полноправного этноса и государства, не являющегося придатком более крупного государственного и территориального образования. Воспоминания об СССР и «едином советском народе» практически стерлись из памяти молодого поколения.

Кроме того, у молодежи сильнее проявляются такие черты, как гражданское и национальное достоинство, острая негативная реакция на попытки оскорбления символов и атрибутов государства, нетерпимость к попранию своих национальных, этнических и гражданских прав. Все это, опять-таки, связано с тем, что новое поколение выросло и сформировалось уже в полностью независимом государстве. Ликвидация "железного занавеса", контакты с зарубежными сверстниками, обучение за рубежом, посещение иностранных государств, стремительное распространение английского языка и интернет-технологий привели к всевозрастающей интеграции азербайджанской молодежи в глобальный межкультурный и межцивилизационный диалог. Жесткие условия рыночной экономики сформировали у молодого поколения такие черты характера, как большая деловитость и практичность, уменьшив свойственные советской эпохе иждивенчество и инфантилизм.

С течением времени меняется и быт людей. Например, обращает на себя внимание все меньшее и меньшее употребление молодежью Азербайджана алкоголя. Бутылка водки как обычный атрибут многих застолий все чаще заменяется чайником чая с разнообразными восточными сладостями. Обильные и расточительные пиршества становятся редкими и сменяются более скромными и экономными трапезами. Причем дело здесь не только в недостатке денег у населения. Изменился сам стиль жизни, претерпела изменение психология людей, иными стали их ценностные ориентиры. Молодое поколение азербайджанцев в целом равнодушно к алкоголю и застольям, так как не получает особого удовольствия от чревоугодия и пьянства. Вместо этого в свободное время молодые люди следят за новинками мирового кино, ходят на концерты, посещают культмассовые мероприятия или просто играют в нарды или домино и пьют чай с друзьями в чайханах.

Азербайджанское «Generation „П“»

Современная молодежь менее романтична, созерцательна и мечтательна, но более трудолюбива и прагматична - она много и усердно работает. В свободное от работы время многие молодые люди интересуются компьютерами, смартфонами, айфонами, следят за новыми тенденциями в моде и последними марками автомобилей, посещают спортзалы и фитнес-клубы. Представители более образованной и любознательной прослойки читают книги, занимаются коллекционированием и другими развлечениями интеллектуального характера. Однако некоторую озабоченность вызывает то, что в целом молодое поколение стало меньше читать. Книги раскупаются плохо, поскольку основную информацию молодежь получает из интернета.

Также обращает на себя внимание рост индивидуализма среди молодежи, проявляющийся более поздним вступлением в брак, нежеланием многих пар иметь третьего и даже второго ребенка, что наблюдается не только в столичном мегаполисе, но уже и во многих провинциальных городах и даже селах. Ускоренный темп жизни приводит к известному ослаблению социальных связей, ограничению общения с друзьями, родственниками и соседями. Люди, даже представители старшего поколения, в настоящее время меньше ходят друг к другу в гости и общаются.

И другие народы...

А теперь обратим наши взоры на менталитет других народов Южного Кавказа и Южной Европы и попытаемся сравнить его с турецкой и азербайджанской ментальностью. В отличие от национального самосознания турков национализм некоторых закавказских народов, в частности армян, а также греков, лишен элементов великодержавности и носит сугубо этнический характер. Для него характерны не представления о глобальной имперской миссии своего народа, а идеи о своей уникальности и исключительности, иногда сопровождающиеся попытками замкнуться в своей национальной скорлупе, дабы не подвергнуться национальной и языковой ассимиляции. Депопуляция, снижение темпов рождаемости, рост числа иммигрантов, уменьшение процента коренного населения вызывает у многих малых народов страх перед вымиранием, что придает своеобразную окраску их национализму, отличая его от великодержавного национализма больших, в прошлом имперских, народов. Национализм малого народа присущ таким этносам, как, например, греки, армяне, и некоторым другим народностям Южного Кавказа.

Муссолини - не в счет

Итальянцы стоят особняком в этом ряду, ибо им не характерны ни великодержавное мировоззрение, ни этнический национализм малого народа. Итальянцев достаточно много, чтобы они не боялись потерять свой язык, национальную культуру, быть ассимилированными или исчезнуть с лица земли. В то же время Италия никогда не являлась империей, и итальянское общество не было построено на милитаристских началах. Римская Империя и краткий, карикатурный период правления Муссолини - не в счет. В ментальном и культурном плане Италия является наследницей не Римской Империи, а городов-государств эпохи Возрождения. В силу позднего формирования единого государства и общеитальянской общности национальное самосознание у итальянцев развито не очень четко, уступая место местничеству и региональному патриотизму. Национальная гордость итальянцев построена, прежде всего, на любви к феномену итальянской культуры, включающей себя художественное и архитектурное наследие, музыку, кухню и т.д.

Несмотря на близость итальянского языка к испанскому и португальскому, национальные характеры этих трех народов достаточно сильно отличаются друг от друга. Особенно это видно на примере таких близкородственных этносов, как испанцы и итальянцы. Итальянцы часто способны понимать до 70% испанской речи, и наоборот, то есть их языки частично взаимопонимаемы. Различия между испанцами и итальянцами напоминают чем-то различия между турками и азербайджанцами. Так же как и турки, испанцы в прошлом имели империю и владели огромными территориями в Европе, Южной и Центральной Америке, Океании и т.д. Правда, империя эта рухнула несколько раньше, чем Османская, поэтому воспоминания об имперском прошлом у испанцев не столь свежи, как у турков.

Тем не менее, остался испанский национальный характер, который веками выковывался в атмосфере постоянных кровопролитных войн и завоеваний. Испанское государство рождалось в XIV-XVI в.в. в огне реконкисты – упорной, кровопролитной войны за освобождение края от арабских захватчиков, более шести столетий властвовавших на Иберийском полуострове. Затем последовало объединение страны, завоевание обширных территорий в Италии и Голландии, были заморские экспедиции, открытие Америки и захват ранее не известных земель Нового Света. В отличие от более благодушных и менее воинственных итальянцев испанцы всегда отличались большей твердостью и решительностью характера, а в средние века - жестокостью и беспощадностью, проявивших себя как в полыхавших до XVIII века кострах инквизиции, так и при покорении индейцев Южной и Центральной Америки.

Новые испанцы

Разумеется, времена изменились, а вместе с ними изменился и характер испанцев. Современные испанцы – миролюбивый, политкорректный европейский народ. Однако у многих сохранились коренящиеся в прошлом базовые черты менталитета, такие как большая, чем у итальянцев, твердость и «заостренность» характера, относительная сдержанность в проявлении чувств, а также категоричность в суждениях и решительность в действиях. По сравнению с итальянцами многие испанцы кажутся более серьезными, менее эмоциональными, не столь шутливыми и беззаботными. В них нет того бьющего через край артистизма, и они не склонны постоянно играть на публику.

Испанцы нередко выглядят преисполненными достоинства, а иногда даже сухими и сосредоточенно-угрюмыми. Разумеется, речь идет о среднестатистических индивидуумах, а не обо всех представителях народа, ибо в каждом народе можно встретить самых разных людей. В целом уверенность, горделивость, серьезность и решительность испанцев отчасти сближает их с турками, также имевшими в недалеком прошлом империю, основанную на военной организации общества. Однако у турков все перечисленные черты менталитета проявлены гораздо ярче и острее.

Патриотизм итальянский и азербайджанский

Что касается различных форм патриотизма, то патриотизм азербайджанцев имеет много общего с итальянским, в то время как турецкий патриотизм более сходен с русским или британским, а армянский – с греческим, представляющим собой этнонационализм малочисленного народа. Хотя общая численность греков и приближается к 20 миллионам, они являются носителями этнического национализма, более характерного для малочисленных народов. При этом не стоит забывать, что в свое время греки сыграли поистине гигантскую, судьбоносную и ни с чем не сопоставимую роль в развитии всей человеческой цивилизации.

Люди, сведущие в истории, знают, что в основе современной европейской, да и не только европейской, цивилизации лежит древнегреческое наследие и эллинистическая культура, распространившаяся на всю ойкумену в эпоху Александра Македонского. Однако в дальнейшем феномен греческой культуры постепенно потерял свое общемировое значение, а сам греческий этнос замкнулся в узких региональных и этнонациональных рамках.

Что касается азербайджанцев, то они, не будучи, подобно туркам, народом имперским, в то же время не являются малочисленным, а тем более реликтовым, этносом, с присущим таким народам типом менталитета. По численности населения, исторической судьбе и некоторым особенностям национального самосознания азербайджанцы близки к таким народам, как итальянцы или украинцы. Несмотря на то что население Азербайджанской Республики составляет всего 10 миллионов человек, более 30 миллионов азербайджанцев живет в Иране. Общее количество живущих в мире азербайджанцев превышает 50 миллионов человек. Таким образом, азербайджанцы являются вторым по численности тюркским народом мира, уступая в этом отношении только туркам, которых насчитывается около 70 миллионов.

Масштабное самосознание

Кроме того, чрезвычайно важным, но часто не учитываемым, фактором является то, что азербайджанцам, наряду с сугубо этнической и национально-государственной самоидентификацией, присущи глубоко укорененные в подсознании элементы «расширенного» общетюркского и общемусульманского самосознания, в результате чего они инстинктивно чувствуют себя неразрывной частью огромного цивилизационного ареала, охватывающего сотни миллионов людей.

Несмотря на это, азербайджанский народ не является носителем ярко выраженного «имперского» менталитета, присущего туркам Турции. Хотя в средневековье предки азербайджанцев также создавали империи – Тюркский Каганат, Каракоюнлу, Аккоюнлу, государство Сефевидов, - но все они соотносятся с современной Азербайджанской Республикой примерно так же, как Римская Империя - с нынешней Италией. Современное итальянское национальное самосознание выросло не из имперской идеологии Древнего Рима, а из итальянских феодальных государств эпохи Возрождения, таких как Флоренция, Венеция, Генуя и т.д.

Влияние русского и персидского

Дело в том, что Римской Империи нет уже более 1500 лет, и она была сметена, полностью уничтожена и раздавлена варварами. То есть произошла катастрофа, в результате которой погибло все: народ, государство, страна, ее культура и цивилизация. Прервалась связь времен. Этого не произошло в Турции. Османская Империя существовала еще примерно 90 лет назад и на протяжении предшествовавших 500 лет, она никогда не была завоевана или порабощена каким-либо государством. Напротив, одержав в XX веке блестящие военные победы над странами Антанты – Великобританией и Францией, - она плавно переродилась в Турецкую Республику. Таким образом, национальное мировоззрение современных турков напрямую выросло из имперского, османского самосознания, реформированного и получившего новое наполнение в годы правления младотурков.

Азербайджанская ментальность формировалась в несколько иной социальной, культурной и исторической среде. В силу исторических причин население Азербайджана, в прошлом входившего в состав Российской Империи, СССР и Ирана, испытало большое влияние русского и персидского языков, культуры и ментальности. Так, отличие азербайджанского менталитета от турецкого в немалой степени обусловлено тем, что ханства Азербайджана в 1813-1828 г.г. потеряли независимость, войдя в состав Российской Империи. Хотя повторная независимость была завоевана в 1918 году, после распада Российской Империи, уже в 1920 году Красная Армия вновь заняла Азербайджан, который пробыл в составе СССР до 1991 года. В плане исторической судьбы Азербайджан имеет много общего с Украиной, которая несколько столетий назад также была завоевана и поделена захватчиками.

Сходство национального характера итальянцев и азербайджанцев

Возвращаясь к Италии, необходимо отметить, что в характере итальянцев не присутствуют ни элементы великодержавного национализма, ни национализма малочисленного, но амбициозного народа, который обычно представляет собой сочетание мании величия, мании преследования и тщательно скрываемого комплекса неполноценности. Как уже отмечалось, патриотизм итальянцев коренится больше в гордости своим культурным наследием – искусством, архитектурой, музыкой, кухней, обычаями, стилем жизни. В этом заключается сходство национального характера итальянцев и азербайджанцев.

Однако есть и различия. В частности, немаловажное отличие итальянской истории от азербайджанской и, например, украинской заключается в том, что средневековые феодальные государства Италии никогда полностью не теряли своей независимости. Несмотря на то что некоторые северные территории Италии были одно время захвачены Австрией, южные и центральные – Испанией, а остров Сицилия более 300 лет находился под властью Арабского Халифата, вся Италия никогда не была тотально оккупирована и превращена в колонию другого государства.

Напротив, небольшие средневековые итальянские государства, такие как Венецианская Республика, часто представляли собой значительную финансовую и военную силу и успешно воевали даже с такими гигантами, как Османская Империя. Именно поэтому итальянцы не считают свои национальные права грубо попранными, не видят себя в роли жертвы и не испытывают особой боли и сожаления в связи со своей исторической судьбой.

В частности, характеру итальянцев, никогда полностью не терявших национальной независимости, не свойственен постколониальный синдром, характерный для психологии жителей многих республик бывшего СССР, в том числе Азербайджана и Украины. Этот синдром проявляется в попытках окончательно освободиться от колониального наследия, в частности доминирования в обществе чужих, навязанных когда-то захватчиками, языков, традиций и идеологий, а также в спорах вокруг собственной национально-культурной идентичности, попытках сформулировать свою национальную идею, самоутвердиться и занять достойное место в сообществе независимых наций и государств. Но это тема отдельного разговора.

Фарид Алекперли,
Доктор исторических наук, институт рукописей НАНА

Браки с восточными людьми. Нужно ли бояться смешанных браков?

Юная москвичка вышла замуж за азербайджанца. Образованного, обходительного, обеспеченного.

Вышла замуж по взаимной любви, и первоначально их семейной жизни можно было только позавидовать. А потом. все пошло вкривь и вкось из-за того, что жена (а еще больше - теща) отказалась приспосабливаться к укладу жизни “нормального восточного мужчины”

НЕ НАДО БОЯТЬСЯ “ВОСТОЧНОГО ЧЕЛОВЕКА”

“Моя внучка вышла замуж за афганца. Мать у него, правда, русская, поэтому он имеет двойное подданство. Теперь хочет прописаться в мою квартиру (внучка живет со мной), а я боюсь - восточный человек, про них столько говорят. ” (М. Н. Санкт-Петербург).

“Вышла замуж за араба-мусульманина из Израиля. Все было более или менее нормально, пока не съездили к нему на в гости. В его семье 9 братьев и сестер, все женаты или замужем, у всех свои дети. А я - младшая невестка - оказалась у всех на побегушках (такая там традиция). Два месяца показались мне двадцатью годами в сумасшедшем доме”. (Наташа, Пермь).

“Вышла замуж за пакистанца. И он тут же предъявил мне ультиматум: никаких мини-юбок и открытых платьев, никакой косметики, ни одного взгляда на мужчин (“женщина должна смотреть в пол”). В общем, оказалась под домашним арестом. ” (Алина К. Москва).

Такой экзотики в моей почте не очень много. В основном жалуются на соотечественников, то есть на бывших соотечественников, а теперь вроде бы тоже иностранцев. Национальность у мужей разная, религия одна - ислам. И то, что порой все-таки прощается “настоящим” иностранцам (“у них так принято”), “нашим иностранцам” прощать отказываются категорически. “Если ему была нужна жена-рабыня, то и брал бы ее в соседнем кишлаке (ауле, селении)”.

Обычно так и происходит: девять из десяти браков заключаются между людьми одной национальности и одного вероисповедания. Но ведь не секрет, что белокожие и белокурые северянки всегда пользовались успехом у смуглых южных и восточных мужчин. Иногда дело кончается браком. И вот тут-то уместно вспомнить бессмертное высказывание товарища Сухова: “Восток - дело тонкое”. То есть четко представлять себе, с какими сюрпризами можно столкнуться, чтобы потом не жаловаться и не проливать горьких слез.

КОМУ - МАМА, А КОМУ - ТЕЩА

Когда Марина в первый раз привела своего жениха Муслима домой и познакомила его с мамой, та испытала двойственное чувство. Во-первых, Муслим был ровно в два раза старше своей двадцатилетней невесты, а следовательно, всего на пять лет моложе предполагаемой тещи. А во-вторых, был очень интересным, интеллигентным, хорошо воспитанным мужчиной с тихим, вкрадчивым голосом, почти европейскими манерами и, судя по всему, немалыми средствами. То есть не зять, а мечта любой тещи.

Собственно говоря, сама Марина обошлась бы и без материнского благословения: старомодно! Но на этом жестко настоял Муслим, сказав юной и легкомысленной невесте:

Без родительского благословения счастливой семьи не будет. Жаль, конечно, что ни мой отец, ни твой не дожили до этого дня. Но мать в таком случае - глава семьи. Моя мама прислала письмо, она согласна. Теперь нужно спросить твою.

Разумеется, Марина все это рассказала матери до того, как познакомить с Муслимом. И тем самым представила его в наилучшем свете: родители нынче избалованы почтительным отношением детей к мнению старших. Все-таки в восточных традициях есть что-то неуловимо притягательное.

Нина Андреевна с дочерью жили в маленькой двухкомнатной квартирке на Профсоюзной улице. Муслим предложил поменять ее на большую и лучшую - с солидной, разумеется, доплатой. Деньги, хлопоты - это все. От будущей тещи требовалось только одно: согласие на прописку

Если вы думаете, что, прописавшись в Москве, Муслим тут же постарался выжить тещу из дома, то ошибаетесь. После свадьбы прошло всего три месяца, когда состоялся переезд в прекрасную четырехкомнатную квартиру в центре Москвы. Квартира, правда, требовала ремонта, но это были уже мелочи. Муслим обещал самое позднее через год сделать из квартиры игрушку. А пока было не до ремонта: Марина ждала ребенка.

Официальным хозяином квартиры, разумеется, стал Муслим. По его твердому убеждению, мужчина должен быть не только хозяином в доме, но и хозяином дома. Место женщины - в детской или на кухне. Поэтому Марине пришлось уйти с четвертого курса иняза, и не в академический отпуск, а совсем. “Замужняя женщина не должна работать, это позор для мужчины”.

Марина спорить не стала: мужа она боготворила. Нежный, заботливый, щедрый. Способен был буквально из-под земли достать то, чего Марине хотелось, стоило только заикнуться. Правда, тяжелая беременность не позволяла ей особенно капризничать. Даже заботливый уход мужа создавал лишь психологический комфорт. Пришлось лечь в больницу на сохранение. Муслим навещал ее ежедневно: с цветами, фруктами, маленькими подарками.

Нина Андреевна тоже была без ума от зятя. как от мужчины. Пока Марина скучала в больнице, ее мать и муж стали любовниками. Ни тогда, ни впоследствии Муслим не чувствовал себя виноватым:

Если бы вела себя как наши женщины, ничего бы не случилось, клянусь аллахом! Что я, женщину бы себе не нашел? А тут дома ходит блондинка, понимаешь, халатик короткий, прозрачный, фигурка нормальная. И сама со мной заигрывает, глазки строит, губки мажет. Я нормальный мужчина, не святой и не больной - зачем отказываться?

Да он меня просто изнасиловал! - утверждала потом Нина Андреевна. - Сказал: “Зарежу, если не дашь”. С него станется - зарезал бы, как курицу. И оказывается, я виновата, что дома в халатике ходила. Лето, жара - в чем еще ходить? В парандже? Или в этой, как ее, в чадре? Так мы, слава Богу, не в Иране.

Но это говорилось уже потом, много позже. А вначале Нина Андреевна расхваливала зятя всем подругам и знакомым: повезло дочери с мужем, ничего не скажешь.

Марина родила дочку. И на этом счастливый период в жизни их семьи закончился. Разумеется, Муслим приехал забрать Марину с дочкой из роддома, привез цветы и благодарил врачей и нянечек. Но дома стер с лица улыбку, как маску снял, и сказал:

Еще одну девку родишь - пеняй на. Мне сын нужен, наследник, опора в старости. Вторую дочь я тебе не прощу.

Марина слышала брак азербайджанца и русской подруг, что многие мужчины именно так реагируют на рождение девчонок. Один такой, рассказывали, запугал жену разводом и прочими карами до того, что несчастная родила. двойню. Девочек-близняшек. Как ни странно, счастливый отец теперь только ими и дышит, начисто забыв о желании иметь сына. Так что все перемелется, образуется. Муслим успокоится и полюбит малышку. Тем более что назвал ее именем матери - Азиза. Правда, не счел нужным посоветоваться об этой с женой.

Если Марина и обиделась, то про. Зато Нина Андреевна закатила грандиозный скандал:

Это не только твоя дочь! - кричала она зятю. - Девочка будет жить в Москве, она наполовину русская! Меня могли бы спросить, я такая же бабушка ей, как и твоя мать. Только та - далеко, а я здесь, в своей квартире.

В моей квартире, - внешне спокойно сказал ей зять. - И вообще, не смей повышать на меня голос, женщина.

С этого дня он ни разу не назвал ее ни по имени и отчеству, ни даже просто по имени. Только “женщина”. И старался сделать так, чтобы обидеть и задеть побольнее. Прежде всего настроить против нее родную дочь, всячески внушая Марине, что ее мать - скандалистка интриганка и нужно купить ей где-нибудь комнату, чтобы она жила отдельно.

Нина Андреевна, может, и согласилась бы на это. Но не хотела терять любовника. Поскольку связь продолжалась едва ли не на глазах у Марины. Во всяком случае Муслим особых мер предосторожности не предпринимал и, казалось, даже стремился к тому, чтобы его “застукали с поличным”. А скорее всего ему это было глубоко безразлично: если женщина позволяет так с собой обращаться, то пусть она и думает о последствиях.

Марина узнала о том, что происходит буквально под ее носом, почти год спустя. Азиза была ребенком хрупким, часто болела, и у Марины просто не хватало сил думать о чем-либо. Тем более что Нина Андреевна работала, оставлять место старшего экономиста в банке не собиралась, нянчиться с внучкой с утра до вечера в ее план не входило.

Как-то ночью Марина проснулась от плача дочки. Переодела ее в сухое и хотела снова лечь спать. Но очень захотелось пить, и она отправилась на кухню. Отсутствие мужа в супружеской спальне ее не удивило: Муслим частенько возвращался на рассвете, а то и вообще не приходил ночевать. Поразило другое: мужской голос, который раздавался в спальне ее матери. Мужчина явно отбивался от Нины Андреевны, причем в выражениях не стеснялся. Сначала Марина поняла, что мать обвиняет какого-то мужика в том, что “залетела” и теперь придется делать аборт. И еще в том, что ему “мало двоих” и он бегает на сторону, по девкам. А потом Марина с ужасом поняла, что обвиняет она во всем этом. Муслима.

Кончилось все внезапно. В комнате раздались две сочные оплеухи, и в коридор вышел взбешенный Муслим. А увидев около двери Марину, отвесил еще одну оплеуху: “Не смей шпионить за мной, сука!”

От острого нервного расстройства, а возможно, даже от самоубийства Марину спасло то, что она снова была беременна, причем на сей раз без всяких осложнений. Знающие женщины говорили, что это обязательно мальчик, все токсикозы и осложнения - от девочек. И у Марины возникла навязчивая идея: родить сына. Муслим успокоится, в семье будет мир, ну а с матерью как-нибудь разберутся. Ведь можно купить ей не комнату, а квартирку, денег у мужа много.

Конечно, обнаружив связь мужа со своей матерью, Марина испытала шок, и немалый. А оправившись от первого потрясения, возненавидела. нет, не Муслима - Нину Андреевну. Возненавидела так, что иногда готова была убить. В буквальном смысле слова. Сперва устраивала матери скандалы по любому поводу: не убрала посуду со стола, заняла ванну, когда нужно купать ребенка, и так далее. Потом скандалы начали проходить с использованием так называемой “ненормативной лексики”. А потом Марина стала бить Нину Андреевну, причем старалась стукнуть так, чтобы остались следы. При том, что Нина Андреевна была далеко не ангелом, у нее рука не поднималась дать сдачи женщине, находившейся на шестом месяце беременности. К тому же родной дочери.

Муслима это изрядно забавляло, хотя в своем присутствии он раз и навсегда запретил женщинам выяснять отношения. А чтобы лучше поняли, подкрепил свое внушение физически. Досталось и жене, и теще - поровну. И все это на глазах у Азизы, которая ничего не поняла, но ужасно перепугалась.

Вообще атмосфера в квартире, как говорится, оставляла желать лучшего. К тому же обещанный ремонт так и не состоялся: Муслим занимался какими-то важными делами, часто уезжал в командировки. Многие вещи так и остались стоять нераспакованными - в коробках, тюках, чемоданах. Краны текли, двери перекосило - дом рушился почти на глазах. Марину это не волновало: пока мать не съедет, она не желала никаких перемен к лучшему. “А то ее потом кипятком отсюда не выморить”.

Конечно, громкие скандалы не могли остаться тайной для соседей. Тем более что и Нина Андреевна, и Марина периодически бегали жаловаться друг на друга то к одной соседке, то к другой. Грязи друг на друга повыливали достаточно. Все соседи знали, что Нина Андреевна нарочно бьет посуду и не хочет нянчить внучку, а Марина бьет мать сама и позволяет бить ее своему мужу.

А ТЫ, ЖЕНЩИНА, МОЛЧИ!

Вмешиваться, однако, никто не стал: дело семейное, а связываться с Муслимом боязно. Он не скрывал, что у него есть оружие и в случае необходимости он им воспользуется. Упаси Бог, он не угрожал соседям, наоборот, предлагал: “Если что-нибудь, скажите. У меня пистолет, друзья, мы порядок быстро наведем, никакие жулики-бандиты не сунутся”. Но понадобится защита или нет, неизвестно, а пистолет у него. А если действительно бандиты? А отношения испорчены. Кусай потом локти.

Наконец Марину увезли в К утру стало известно - опять дочка. Это было катастрофой.

Никаких цветов и фруктов Муслим жене уже не отвозил. А теще заявил, чтобы она со своей дочуркой и внучками выметалась из квартиры. Самое позднее через месяц. Куда - его не касается. Он предупреждал, что нужен сын.

Нина Андреевна не сдержалась и в присутствии одной из соседок заявила зятю, что он сам виноват: что за мужчина, если не может жене мальчишку сделать! Каким чудом она после этого осталась жива, ни она сама, ни Муслим до сих пор не понимают. Сказать такое восточному мужчине!

Нина Андреевна перепугалась и кинулась к ближайшей подруге за советом. Та порекомендовала обратиться, во-первых, к адвокату, во-вторых, к депутату, в-третьих, к журналисту. Неизвестно почему, но Нина Андреевна предпочла начать с третьего пункта. Так я и познакомилась с историей этой семьи. А встретиться и поговорить с Муслимом мне удалось благодаря забавному стечению обстоятельств: один из моих однокурсников работал теперь вместе с Муслимом (оба, кстати, азербайджанцы) и дал мне что-то вроде рекомендации. Мол, эта сможет хоть что-то понять, раз по образованию арабист, а изучение шариата входило в институтскую программу.

Мне Муслим объяснил, что, конечно, никого из квартиры выгонять не собирается. Так, погорячился, сказал ради красного словца. Законы он знает, нарушать их не собирается. Но уж очень обиделся, что не сын. А тут еще теща.

Конечно, не нужно было вместе селиться. Моя ошибка. Но я думал, что будет, как у нас: одна женщина в спальне, вторая на кухне, и обе с детьми занимаются. А получилось. Марина-то постепенно перевоспитывалась, начинала понимать, что женщине можно, а что нельзя. Ну и молодая она еще, поумнеет. А. Да и не бил я ее, так, поучил немного. У нас, знаете, с женщинами особенно не нянчатся. Только к матери со всем уважением, она заслужила. А для жены, для сестер слово мужчины - закон. Потому и разводов почти не бывает.

Надо было вам жениться на мусульманке. Да и Москва ведь здесь, нельзя же женщин на замок запирать и паранджу напяливать.

Зачем замок? Зачем паранджа? Просто надо скромней. Я женился - я за нее отвечаю. Одеть, обуть, накормить. Кстати, все продукты я покупал, моя жена в магазины - ни ногой. Там обидеть. Пусть подруг к себе зовет, если хочет похвастаться платьями, кольцами. Сама к подруги в гости захочет - на машине отвезу. Но ведь и со мной считаться надо, правда? Если бы не теща! А на мусульманке я был женат первый раз. Все прекрасно, только детей у нее не было, пришлось развестись. Полюбил Марину, женился, она меня любит. Ничего, родит сына - на руках носить стану.

Марина тоже во всем винила мать. Хотя. доставалось и мужу. Очень трудно молодой, красивой женщине стать “просто домохозяйкой” и стараться нравиться только своему мужу. Забыли у нас уже те времена, когда по теремам взаперти сидели. Стерлась “генная память”.

Я бы, может, и ушла бы, развелась, но куда? Как я жить стану? Образования нет, профессии нет, с матерью жить не хочу, а больше у меня и нет никого. Снова замуж выходить? Так кто меня возьмет с двумя детьми? Мои подруги все мне завидуют, я же вижу. Сейчас у меня хоть голова о еде и одежде для девочек не болит. Муслим покупает и привозит. А что дома редко бывает - так разве он один такой? Другие и денег не дают, и дома не ночуют. Да и надеюсь, что третий ребенок наконец-то мальчиком будет. Тогда все изменится.

ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ?

У меня не повернулся язык сказать Марине, что ничего не изменится, если не изменится она сама. И уж, конечно, в одной квартире с матерью ей жить невозможно, кто бы ни был на самом деле виноват в семейной драме. Хотя виноваты, в общем, обе. Знаем ведь поговорку “не лезь в чужой монастырь со своим уставом”. Все равно лезем.

И Муслима я не оправдываю. Если бы он увез Марину к себе на родину, тогда ей волей-неволей пришлось бы стать такой, какой он желает ее видеть. Но в Москве можно было бы и помягче. Уж на что в Иране строго блюдут законы ислама: заметят на улице женщину с накрашенными губами, снимают помаду. бритвой, - так даже иранцы разрешают своим женщинам в Европе “быть как все”. Чужой монастырь…

В общем, все не так страшно, если уважать убеждения друг друга. Могу привести и положительный пример. Моя институтская подруга вот уже двадцать три года замужем за кабардинцем. Живут в Москве, но до последнего времени часто ездили в гости к родителям мужа, в Нальчик. Подруга у меня нормальная русская женщина, может покурить в компании, при случае выпить. Но при родне или земляках мужа - Боже сохрани! Тогда она накрывает на стол и запирается в соседней комнате: женщине в мужской компании делать нечего. Все кабардинские приятели Алика, мужа моей подруги, в восторге:

“Русская жена, а совсем как восточная!”

Сама Лена как-то призналась мне, что ей просто изначально было скучно в этой компании, и она ушла к себе. Оказалось, так и надо.

Со свекровью отношения прекрасные, благо видятся они от случаю к случаю. И знание кабардинского языка - с полсотни слов активного запаса - здорово помогает на рынках: земляки Алика товар за полцены. В общем, живут, скоро будут дочь замуж выдавать, потом сына женить. Дочку Лена хотела бы выдать все-таки за русского (“Балованная она у нас, трудно будет приспосабливаться”). А сына мечтает женить на кабардинке. “Знаешь, как они свекра со свекровью уважают - с ума сойти можно! И мужа, конечно, тоже, но первое дело - его родителям угодить. Знаю, сама это кушала. Вот женю своего балбеса и буду сидеть у телевизора, а невестка за мною ухаживать. Класс!”.

“ДОМОСТРОЙ” ПО-ИСЛАМСКИ

В принципе любой нормальный мужчина хотел бы, чтобы его жена занималась домом и детьми, не кокетничала с посторонними и считала слово мужа законом. Так и в “Домострое” было когда-то указано. И зятья с тещами в “неформальные” отношения вступают вне зависимости от вероисповедания и всего остального. Но. “Домострой” прилично подзабыт, а нормы шариата, особенно в том, что касается семьи, в основном соблюдаются. Восточный мужчина будет вести себя как восточный мужчина, нравится это его “западной” жене или не нравится.

Так что Восток - дело действительно тонкое. И ничего смешного в этом на самом деле. Потому что нужно хоть немножко представлять себе обычаи и традиции того народа, к которому принадлежит возможный спутник (спутница) жизни. И до свадьбы - до, а не после, после поздно будет! - договориться о разумных компромиссах, причем компромиссах взаимных, а не только об

39 место: Намиг Гарачухурлу - певец, актер, исполняет мейхана (азербайджанское народное музыкально-поэтическое творчество, своеобразные речитативные импровизации, ритмическая поэзия, похожая на современный рэп). Родился 8 ноября 1978 года в Баку.

38 место: Ровшан Аскеров - журналист, игрок телевизионной игры «Что? Где? Когда?» (обладатель главного приза этой игры - хрустальной совы), бывший спортивный обозреватель газеты «Спорт-Экспресс». С июля 2009 года - пиар-директор журнала «Баку». Родился 4 мая 1972 года в Баку. Первый лауреат Премии МАК «Что? Где? Когда?» в номинации «Человек года» (2003) за участие в организации чемпионатов мира.

37 место: Руслан Абышев - азербайджанский футболист. Родился 10 октября 1987 года в Баку. Игрок сборной Азербайджана. Играл в таких клубах как «Нефтчи», «Хазар-Ленкорань», «Денизлиспор» и «Рубин». Сейчас играет в клубе «Габала». Рост 187 см.

35 место: Фарид Мамедов - певец. Родился 30 августа 1991 года в Баку. Представлял Азербайджан на конкурсе песни «Евровидение 2013» с песней «Hold Me» и занял 2 место, набрав 234 балла. Кроме музыки, Фарид Мамедов увлекается и спортом. Он серьёзно занимается греко-римской борьбой, которая является национальным видом спорта в Азербайджане, а также бразильским боевым искусством капоэйра (он даже преподавал эту спортивную дисциплину). Мать Фарида - Майа Мамедова - серебряный призёр чемпионата СССР по гимнастике, а отец - Асиф Мамедов - мастер спорта по дзюдо.

34 место: Александр Самедов - российский футболист, полузащитник московского «Локомотива» и сборной России. Мастер спорта России. Родился 19 июля 1984 года в Москве. Отец азербайджанец, мать русская. Рост 177 см.

33 место: Фарид Гасанов - певец. Родился 9 апреля 1994 года в Баку. Победитель песенного конкурса «Türkvision -2013».

32 место: Эмин Гарибов - российский гимнаст, капитан сборной России по спортивной гимнастике. Специалист по выступлениям на перекладине и брусьях. Заслуженный мастер спорта России. Родился 8 сентября 1990 года в Москве.

31 место: Илькин Гасани - популярный теле- и радиоведущий, актер. Родился 21 октября 1983 года.

29 место: Эльнур Гусейнов - певец. Родился 7 марта 1987 года в Ашгабаде в семье военного (отец) и музыканта-теоретика (мать). В 2003 году победил на телеконкурсе «Sing Your Song». Эльнур представил на конкурсе «Евровидение- 2008» в Белграде Азербайджан с песней «Day after Day» в дуэте с другим исполнителем Самиром Джавадзаде.

28 место: Забит Самедов - белорусский кикбоксёр азербайджанского происхождения, сражающийся от клуба «Патриот» (Минск, Беларусь) под прозвищем «Маугли». Родился 21 июня 1984 года в с. Джандари, Грузия. Рост 183 см.

26 место: Эльдар Гасымов (иногда его фамилия указывается как Касимов ) - азербайджанский певец, актёр, победитель конкурса песни Евровидение-2011 (в дуэте с ). Родился 4 июня 1989 года в Баку. По отцовской линии является потомком известных азербайджанских советских актёров: его прабабушка - татарка по происхождению, Марзия Давудова, народная артистка СССР, прадедушка - актёр театра и один из первых азербайджанских кинорежиссёров Аббас-Мирза Шарифзаде заслуженный артист Азербайджанской ССР, а бабушка - Фирангиз Шарифова, народная артистка Азербайджанской ССР.

Нигяр Джамал и Эльдар Гасымов

25 место: Азер Атакишиев - модель и актер. Родился 6 декабря 1990 года в Баку. Рост 190 см. В 2008 году стал чемпионом Азербайджана по борьбе «Панкратион». Победитель конкурса «The Best Model Of Azerbaijan 2010». Сейчас работает с маркой "Louisa Models" в Германии.

24 место: Эмин Агаларов - российский предприниматель, вице-президент группы компаний Crocus Group, певец, музыкант, организатор конкурса "Мисс Вселенная 2013" в Москве (в этом конкурсе впервые в истории приняла участие ). Эмин Агаларов более известен под своим сценическим именем - Эмин. Родился 12 декабря 1979 года в Баку.

23 место: Энвер Садыгов - музыкант и гармонист. Заслуженный артист Азербайджана. Родился 30 апреля 1966 года в Баку.

22 место: Балаш Касумов - игрок телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Обладатель хрустальной и бриллиантовой совы. Родился 20 октября 1978 года в Баку. В настоящее время является ведущим и генеральным продюсером телеигры «Что? Где? Когда?» в Азербайджане, руководителем продюсерского центра GameTV.az.

20 место: Гараган - музыкант, репер, писатель, журналист. Настоящее имя Эльхан Зейналлы . Член Союза Писателей Азербайджана. Родился 3 апреля 1986 года в Баку. В начале пел в составе группы H.O.S.T, а с 2012 года продолжает сольную карьеру.

19 место: Эльнур Аббасов - актер, модель. По образованию художник.

18 место: Чингиз Мустафаев - азербайджанский певец, гитарист. Победитель музыкального шоу "Yeni Ulduz 7" ("Новая звезда", 2007, Баку). Сам сочиняет свои песни, в основном на гитаре, а также слова к ним. Увлекается испанской школой игры на гитаре.

17 место: Тимур Родригез (настоящая фамилия - Керимов ) - российский шоумен, певец, теле- и радиоведущий, актёр, участник телепроектов КВН, Comedy Club, Один в один, ШоумаSтгоуон и «Южное Бутово», ведущий программ «Крокодил», «Sexy чарт», «Танцы без правил», «Нэшнл джеографик». Родился в Пензе 14 октября 1979 года, в семье актёра кукольного театра Микаила Керимова, азербайджанца и Златы Ефимовны Левиной, переводчика, учителя немецкого и английского языков.

16 место: Сами Юсиф / Sami Yusuf - британский певец, композитор, инструменталист, исполнитель исламских религиозных песен. Родился в июле 1980 году в Тегеране. Его родители - этнические азербайджанцы. Сами Юсуф стал вторым певцом в мире по количеству проданных альбомов и просмотров клипов в YouTube.

15 место: Тимур Бадалбейли - российский актёр театра и кино, заслуженный артист России. Родился 5 июля 1973 года. По нацинальности - азербайджанец. Отец Тимура, азербайджанский поэт и переводчик Ильхам Бадалбейли.

14 место: Эльчин Сафарли - писатель, журналист. Родился 12 марта 1984 года в Баку. Пишет на русском языке, рассказывая о восточных традициях, культуре и быте, любви.

13 место: Фирдовси Атакишиев - ведущий, актер театра и кино. Заслуженный артист Азербайджана, артист Азербайджанского Государственного Русского Драматического театра. Родился 7 июня 1970 года.

12 место: Шамиль Сулейманов - актёр. Заслуженный артист Азербайджана. Родился 1 мая 1955 года в Баку.

11 место: Тельман Адыгёзалов - советский и азербайджанский актёр театра и кино, ведущий, народный артист Азербайджана. Родился 17 июля 1953 года в Балаканах (Азербайджан), умер 15 апреля 2010 года в Баку.

10 место: Рафаэль Дадашев - актер, заслуженный артист Азербайджанской ССР, Народный артист Азербайджана. Родился 4 января 1946 года в Нахичевани (Азербайджан). Его отец Мелик Дадашев был известным актером, народным артистом Азербайджанской ССР.

9 место: Бехруз Восуги - известный иранский актёр азербайджанского происхождения. Родился 10 марта 1937 года в г. Хой, Иран.

8 место: Сиявуш Шафиев - актер. Родился 1 сентября 1937 года в г. Физули, умер 24 ноября 2001 года.

7 место: Рустам Джабраилов - актер и модель. Родился 8 июня 1986 году в городе Луганск, в семье азербайджанцев. Победитель конкурса «The Best Model Of Azerbaijan 2006». На состоявшемся в Стамбуле международном конкурсе мужских моделей в декабре 2007 года Рустам завоевал титул первенства как самая лучшая мужская модель «The Best Model of the World 2007» среди 90 участников со всего мира. После этого Рустаму предложили в Турции сниматься в фильмах и сериалах. Работал с такими компаниями как «Nissan», «Samsung», «Brioni», «Gucci», «Yves Saint Laurent», «D&G», «Marc Ecko», «Çinici Collection», «Century 21» и др. Выходил на обложках журналов «Viral fashion magazine», «Time Out magazine», «New York magazine», «Psychology Today», «Wedding magazine», «Details magazine», «Dew magazine», «New york magazine», «Vouge magazine». Рост 193 см.

6 место: Полад Бюль-Бюль оглы - советский и азербайджанский эстрадный певец, композитор и актёр. Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР, народный артист Азербайджанской ССР, министр культуры Азербайджана (1988-2006), чрезвычайный и полномочный посол Азербайджанской Республики в Российской Федерации (с 2006), профессор по специальности «музыка», доктор искусствоведения Национальной творческой академии Азербайджанской Республики. Полад Бюль-Бюль Оглы родился 4 февраля 1945 года в Баку в семье народного артиста СССР певца Муртузы Мамедова, получившего прозвище Бюльбюль («соловей»).

5 место: Робер Оссейн / Robert Hossein - французский актёр театра и кино, режиссёр,продюсер, художественный руководитель театра «Мариньи» (Париж). Самый большой успех в качестве актера Оссейн имел в роли Жоффрея де Пейрака в экранизациях романов Анн и Серж Голон об Анжелике, где его партнёршей стала Мишель Мерсье. Родился 30 декабря 1927 года в Париже. Его отец, скрипач и композитор Андре Оссейн (André Hossein, урожд. Аминулла Гуссейнов, 1905-1983), азербайджанского (по отцу) и (по матери) происхождения, был родом из Самарканда. Перед Первой мировой войной Андре Оссейн некоторое время жил в Москве, затем уехал в Германию, где встретил пианистку и комедийную театральную актрису еврейского происхождения Анну Миневскую, чья семья покинула Россию после Октябрьской революции 1917 года. Вместе супруги поселились в Париже.

4 место: Рашид Бейбудов - советский, азербайджанский эстрадный и оперный певец (лирический тенор), актёр. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Рашид Бейбутов родился 1 декабря 1915 года в Тбилиси. Его отец - Меджид Бейбутов - был известным народным певцом-ханенде из Шуши. Мать - Фируза Векилова - была преподавателем русского языка, а также руководителем драматического кружка в Тифлисском клубе.

3 место: Муслим Магомаев (17 августа 1944, Баку - 25 октября 2008, Москва) - выдающийся советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор, актёр. Народный артист СССР. Его отец - Магомет Магомаев, театральный художник, погиб на фронте, мать - Айшет Магомаева (сценический псевдоним - Кинжалова), драматическая актриса, сталинская стипендиатка. Дед по отцу - Абдул Муслим Магомаев, азербайджанский композитор, чьё имя носит Азербайджанская государственная филармония, является одним из основоположников азербайджанской классической музыки. О происхождении матери Муслим Магомаев писал, что она родилась в Майкопе, её отец по национальности был турком, а мать наполовину адыгейкой, наполовину русской. О происхождении отца он говорил, что мать его была (его бабушка Багдагуль-Джамал была родной сестрой Али и Ханафи Терегуловых), а кем по происхождению были предки по его отцу, неизвестно. Журналист Саид-Хамзат Гериханов в одной из своих статей пишет, что предки его отца, из тейпа вашендорой чеченского тукхума Шотой. Сам Муслим Магомаев всегда считал себя азербайджанцем, а про гражданскую принадлежность говорил: «Азербайджан - мой отец, Россия - моя мать ».

Из интервью Муслима Магомаева:

"Неизвестно, кто по национальности мой отец. Согласно семейной легенде, его деда - кузнеца Магомета - несмышленым ребенком выкрал знаменитый Шамиль, который скакал по горам и считал, что проблемы Кавказа можно решить, только перемешав его многочисленные народы. Для этого он брал малых детей и перевозил из одного селения в другое. Мой прадед в результате оказался в Грозном, а откуда его привезли, остается загадкой. (...) В Кремлевском Дворце съездов шел правительственный концерт, посвященный какой-то очередной годовщине, и вот смотрю, перед выходом на сцену, там, где гримуборная и разминаются балерины, стоит Махмуд [Эсамбаев], что-то увлеченно рассказывает, а вокруг толпится куча народа. Увидел меня и обрадовался: «А вот и Муслим. Скажи, кто ты по национальности?». Я в ответ: «Азербайджанец», и все хором: «Во-о-от!». Он вспылил: «Ты не гордишься тем, что чеченец?». - «Хм, а с чего ты это взял? - спрашиваю. - Разве ты знаешь, откуда мой прадед, где его корни? Это во-первых, а во-вторых, уж прости, бабушка у меня - татарка, у мамы Бог знает сколько кровей, так кем мне себя считать? " (http://www.bulvar.com.ua/arch/2008/44/4910d04a1a624/

2 место: Гюндуз Аббасов (20 ноября 1930, Баку - 1995) - актер, писатель, художник и переводчик. Сын известного драматурга Шамсаддина Аббасова. Был женат на актрисе Офелии Маммедзаде.

1 место: Расим Балаев - советский и азербайджанский актёр, народный артист Азербайджанской ССР. Расим Балаев родился 8 августа 1948 года в городе Ахсу (Азербайджан). Известен своими харизматичными ролями в фильмах «Насими» и «Бабек».

Выбор редакции
Окутано множеством слухов.Благодаря его дешевизне, а также воздействию СМИ, большинство полагает, что оно является очень вредным и...

Итак, предыдущая страница завершила наше знакомство с двумя, без сомнения, выдающимися истребителями четвертого поколения. Как легко...

Если вы находитесь в поисках удобной и практичной обуви для повседневной носки, вам стоит присмотреться к слипонам. Это некий аналог...

Согласно новейшим исследованиям, чтение задействует большинство высших зон мозга – иными словами, это лучшее упражнение для его...
Можно ли ждать правильного выполнения намаза от мужчин, недавно принявших Ислам, если даже уроженцы мусульманских стран и регионов далеко...
С самого детства мы рисуем для себя четкую картинку счастливой семьи – жена, муж и дети. Никто не хочет в одиночестве дожидаться старости...
Общение с клиентом тонкая наука, контактный персонал оставляет самое важное впечатление клиента о компании. Если общение с вашим...
Он привык глубоко переживать свои чувства и любовь для него становится одной из важных целей в его жизни. Он очень романтичен, внимателен...
Вы испробовали разные диеты, а они не дали ожидаемого эффекта? Вы поняли, что «таблетки для похудения» не принесут вам пользы, а являются...