Для чего нужны куклы-обереги и как правильно делать их своими руками. Кукла вуду - как сделать своими руками и как ею управлять? Кукла зачем все


Кукла Барби — хиппи. Фрагмент. Фото с сайта picclick.co.uk

Мы ищем идеальную игрушку для ребенка. Это кукла, это мяч, это народная игрушка, это конструктор из модного магазина интеллектуальных головоломок для детей? Мнений много. Сегодня — о пользе народной игрушки. Следующий материал — о фрёбелевских игрушках и массовой культуре.

А знают ли родители, что 70% маленьких детей – как мальчиков, так и девочек — хотели бы иметь деревянную лошадку? Для этого им нужно всего лишь показать лошадку и дать поиграть с нею!

О том, что родители чаще всего не подозревают, что нравится их детям, о предметах, которые притворяются детскими игрушками, но не являются ими, о том, что Барби – это любимая кукла для мам и о том, как взрослые должны воспитывать свой вкус среди пестроты игрушечного рынка, мы говорим с доктором педагогических наук, главным научным сотрудником Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (РАО), ведущим научным сотрудником Института художественного образования и культурологии РАО, автором программы «Тропинка в мир изобразительного искусства» для дошкольников (издательство «Дрофа») Ириной Александровной Лыковой .

Почему мы все время обсуждаем Барби?


— Недавно снова заговорили о том, что будут ограничивать ввоз в Россию кукол Барби. Скажите, почему мы все время обсуждаем Барби? В России нет своих кукол?

— Проблемы начались в 2004 году, когда в Минобрнауки РФ завершил работу Экспертный совет по дошкольному образованию, следивший за качеством этого образования и стоявший на страже детства. С тех пор для игрового оборудования и игрушек главным критерием стала продаваемость. Что востребовано на рынке – то и предлагалось детям. Контроль за качеством производимых игр и игрушек взяла на себя (по своей инициативе) Межрегиональная общественная организация «Экспертиза для детей». Но, по статистике, с 2005 по 2016 год к ней обратились не более 5% производителей игр и игрушек!

— Возможно, остальные 95% опасались цензуры…

— Ни в коем случае. У нас есть Ассоциация российских производителей и продавцов игрушек, есть Ассоциация предприятий индустрии детских товаров, одним словом, есть производитель и поставщик игрушек. А есть — педагог, психолог, физиолог. Они понимают, каким должен быть предмет, который ребенок в раннем детстве берет в руки. Ведь этот предмет во многом формирует детское мировоззрение и определяет испытываемое ребенком чувство базового доверия к миру.

Игрушка – это посредник между ребенком и окружающим миром.

Малыш познает мир с помощью анализаторов – зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных ощущений. Он находится в роли исследователя. Цвет, форма, величина, пропорции, строение его игрушек становятся своего рода языками, на которых он начинает передавать свои собственные мысли, чувства, ощущения. Когда это ласковая приятная тактильная игрушка, ребенку комфортно. Он ощущает мир добрым и ласковым и соответственным образом строит свое взаимодействие с ним.

Поэтому очень важно, какую игрушку вы даете ребенку для его воспитания и развития!

Во всех культурах мира мы найдем игрушки, получившие всеобщее признание, прошедшие через века, дошедшие до нашего времени и устремленные в будущее.

Похороны куклы

— А как дети играли теми огромными фарфоровыми куклами в бальных платьях, которые сейчас находятся в музеях?

— Ими не играли. В 19 веке Франция изобрела беспроигрышный с маркетинговой точки зрения ход, связав детскую игрушку и моду. Модельеры нарядили куклу в современные взрослые платья. Куклы отправились в саквояжах по всему миру и стали транслировать моду Франции. Куклы-дамы стали законодателями моды. Такую куклу покупали для демонстрации состоятельности семьи, для подготовки ребенка к тому, что он богат, успешен, что у него все самое лучшее и красивое. У куклы был комплект одежды и аксессуаров, ее наряжали, украшали. А родители могли показывать такую куклу посетителям своего салона по пятницам!

На самом деле традиционные игрушки – мячи, кубики – были у всех детей, в том числе и у детей царствующих особ. К четырехсотлетию дома Романовых в Сергиевом посаде вновь открылась прекрасная экспозиция «Игрушки детей семьи Романовых». На ней можно увидеть подлинные игрушки, которыми играли дети из царской семьи: в том числе маленькие чемоданчики со столярными инструментами – для мальчиков, шкатулка с рукоделием – для девочек. Но посетителей больше всего впечатляют куклы в костюмах народов России, которые готовили царских наследников к тому, что они будут править в стране, где проживают люди разных наций и разных культур.

— Мне кажется, кукла Барби демонстрирует те же черты: гламур, стиль, роскошь…

— Совершенно верно. Куклы Барби, как и фарфоровые модные куклы 19 века — это, скорее, предметы коллекционирования. Барби воплощает определенную модель поведения, социокультурную идентификацию, прогноз того, что такое успешность в жизни. Поэтому Барби больше привлекает молодую современную маму, чем саму девочку.

— То есть Барби – игрушка для мамы?

— Во многом. Мамы, тети, бабушки покупают эту куклу, потому что она нравится им самим. Имея перед глазами пример Барби, они подменяют им свои мечты, желания, идеалы, нереализованные жизненные проекты. И у девочки появляется «идеал», который реально ей не нужен. Взрослые навязывают ребенку игрушку, которая нравится им самим. Навязывают и модель жизни: ты должна быть как Барби, чтобы в недалеком будущем стать успешной.

— Но это, наверное, правильно, — дать ребенку игрушку, которая нравится тебе самой?

— Не всегда! С одной стороны, хорошая игрушка объединяет детей и взрослых общим интересным делом – игрой. Но с другой стороны, пристрастия взрослых зачастую вызывают оторопь. В «Детском мире» иногда берут на пробу экспериментальные игрушки. Так вот, одним из самых успешно продаваемых брендов двух-трехлетней давности стала кукла… в гробике.

— В 18 веке детям тоже иногда предлагались куклы-покойницы. В ту эпоху детская смертность была высокой и дети часто сталкивались со смертью своих сверстников. А сейчас – почему?

— На мой взгляд, это интерес поколения молодых родителей, которые не наигрались в детстве. В 90-е годы они были лишены возможности играть со своими родителями. И сейчас, став взрослыми, они покупают игрушки для себя! Чем необычнее – тем лучше. Сейчас время трансформации ценностей, понятий, смыслов. И то, что выходит за рамки понятий привычного, стандартного, понятного, привлекает, как иногда пресыщенного человека привлекает уродство. Родителям следует помнить: есть предметы, которые притворяются детской игрушкой, но на самом деле не являются ею.

ПОКАЧАТЬ И УБАЮКАТЬ

— Тогда как узнать: вот это — настоящая игрушка для ребенка, а та – игрушкой только притворяется?

— Для начала надо ответить на вопрос: что такое игрушка? Если обратиться к отечественным словарям – Ефремова, Ушакова, Ожегова — мы найдем лаконичное определение: игрушка – предмет для игры.

Предельно краткая формула. Но в ней вся суть. Смысл детской игрушки – игра. Особенно – сюжетная игра. Это – отыгрывание ребенком тех ролей, сюжетов, моделей поведения, которые он наблюдает в окружающей жизни. Реально он включиться в эту взрослую жизнь пока не способен, но, играя, он может прожить конфликтные ситуации, отыграть задевшие его события. Через это моделирование он в своем социокультурном опыте получает огромный багаж: как себя вести, каким быть сейчас и каким становиться по мере взросления. Во что ребенок может играть с Барби? Он может наряжать ее и разыгрывать с нею сюжеты из жизни взрослых. Но это – не детская жизнь. Мама, которая хочет, чтобы девочка была доброй, ласковой, любящей и любимой, чтобы у нее была хорошая семья – должна подумать о другой кукле.

Девочке нужна кукла-младенец, которую можно купать, которую можно спеть песню, накормить, можно катать в колясочке, с которой нужно обращаться, как с младенцем. Игра с такой куклой позволяет ребенку проживать роли, воспроизводить действия и даже конфликты, которые случаются в этом возрасте. А также – те роли, которые в реальной жизни ей пока недоступны.

— В России за последний год появились новые интересные куклы? Какие вам больше нравятся?

— Скажу о своем выборе. В этом году в ЭЛТИ-Кудиц – это российский разработчик и производитель игрушек, на базе которого создан экспертный совет по игре и игрушке – появился успешный проект: дидактические куклы «Инна» и «Александр» с сезонными комплектами одежды. Прекрасные куклы, пара «девочка-мальчик», изготавливается в Петербурге из качественного материала и ткани. Это — настоящая игровая кукла для девочки. Качественная, красивая, похожая на ребенка, с которой реально можно играть. Можно и наряжать: у нее есть комплекты одежды на все сезоны, ее шьют в Петербурге.

Кому нужны огромные плюшевые медведи?

— Одни психологи говорят, что неправильно давать ребенку высоких кукол или больших плюшевых медведей, а другие – что для детской психики опасны слишком маленькие куклы. Какого размера должна быть игрушка?

— Ребенок, в отличие от взрослого, живет в трех пространствах разного масштаба. Одно пространство сомасштабно ему самому: это — детская мебель, детская игровая комната, все, что специально сделано взрослыми под размер ребенка.

Второе пространство – игровое, где все маленькое, где ребенок чувствует себя гулливером среди лилипутов. Почему самые первые, самые любимые игрушки маленьких детей — кубики и мяч? Потому что благодаря кубикам ребенок не только осознает мир, но и создает его. Пусть это маленький мир и его легко можно разрушить, но это его мир. Оперируя доступными ему функциями и объектами, подходящим ему по размерам и пропорциям, ребенок ощущает себя в своем мире умелым и успешным.

Третье пространство – это мир взрослых, где все большое. Почему ребенок любит примерять обувь мамы или рубашку папы? Он ощущает при этом: «Вот — большой мир, а я пока маленький, но я тоже вырасту».

Подбирать игрушку надо по темпераменту и по индивидуальным особенностям. Важно, чтобы размеры игрушек были связаны с готовностью ребенка ими управлять. По аналогии с лепкой: есть дети-миниатюристы, которые лепят все очень-очень маленькое, а есть дети- монументалисты, которым нравится делать что-то очень большое. Из одних могут вырасти художники, которые любят миниатюру и создают ювелирные изделия, из других – те, кто создают гигантские монументальные конструкции. Это тоже все родом из детства.

Но не нужно окружать ребенка игрушками одного размера! Чем разнообразнее опыт, тем разнообразнее способности, которые развиваются. А это зависит от того, насколько разнообразны (в том числе по размерам) предметы в детской. Для начала, важно, чтобы ребенку было комфортно. Он сам покажет, будет ли ему интересно играть с этим предметом, захочет ли прокатывать мячик такого размера, попадать им в цель, передвигать, стучать, подбрасывать.

В полтора-два годика маленьким мячиком ребенок вряд ли сможет управлять умело, подбрасывать, ловить его: мяч будет падать мимо рук. Поэтому нужен мяч размером в обхват двумя руками. Но одновременно нельзя ввести в опыт ребенка сразу все упражнения. Вы создаете для него выбор, а потом на время нужно исключить остальные игрушки и дать ему возможность играть самой комфортной по размеру игрушкой.

Если это большой мяч – нужна большая корзина или тазик, куда его можно забросить. Если мы прокатываем мяч — можно поставить кегли, можно — просто два стула и попасть в эти ворота. Так создается игровая ситуация.

Лошадки

По данным исследований, 70% маленьких детей – среди них и мальчики, и девочки – хотели бы иметь игрушку-лошадку. С доисторических времен родители дарят своим детям глиняных и деревянных лошадок. Эти чудесные, загадочные кони, родившиеся в разных странах, похожи друг на друга, как родные братья.

Русская дымковская игрушка – символ радости, открытости миру, готовности к стремительному полету. А вот – ее шведская сестра, лошадка из Даларны, символ королевства Швеция. Многим детям и взрослым нравится городецкий коник-качалка. Традицию изготовления лошадок-качалок возрождают и другие народные промыслы: «Декор Севера», «Царицынская игрушка».

— По вашей инициативе в программу для детского сада были введены занятия по народной игрушке. Почему в век компьютеров вы рекомендуете малышам знакомство с произведениями дымковских, филимоновских, богородских мастеров?

— Потому что народная игрушка – это воплощение вековых традиций в осязаемой и жизнеутверждающей форме. Народные игрушки – это носители смыслов и ценностей, которые передаются из поколения в поколение через орнамент (ритмичный узор), необычный колорит и пластику.

С веками оттачиваются не только способы рационально и с минимумом средств изготовить игрушку, но сами идеи, которые народный мастер вкладывает в свое произведение.

Крестьянские дети играли игрушками, которые создавались в традициях народных промыслов или были самодельными. Из початка кукурузы ребенок мог сам сделать себе куклу. Или завернуть в тряпочку чурочку, как будто это кукла-пеленашка.

Мама еще до рождения ребенка готовилась к его приходу в этот мир и делала для него игрушки. Первые погремушки были на самом деле тактильными игрушками и называются куклы-кувадки. Они были сплетены из лоскутков ткани разного цвета и подвешивались как связочка в колыбельке. Сначала малыш воспринимал их зрительно: они яркие, разноцветные… Потом хватал их и узнавал, что они приятные на ощупь. Потом он подтягивался в кроватке, чтобы схватить их (для этого их надо было крепко привязать). А потом ребенок начинал вместе с мамой и бабушкой сам делать себе игрушки. Осваивал азы – шить, вязать, плести, строгать, связывать…

Вот уже пятнадцать лет мы вместе с моими аспирантами работаем с дымковской игрушкой. Благодаря этой работе целая плеяда дымковских мастеров начала приезжать в детские сады и проводить мастер-классы для детей, педагогов и родителей.

— Сегодня у ребенка есть более красивые игрушки, которые можно одеть в роскошные платья…

— Я думаю, что главная идея русской народной игрушки – это гармония с миром. В народной игрушке уже найдены гармония разума, чувства, отношения к миру и понимания вселенной. Это тот особый язык, на котором мастер передает свое мироощущение на доступном ребенку языке форм, линий, цветовых решений.

— Разве красивые и нарядно одетые фарфоровые куклы 19 века – не воплощение гармонии с миром?

— Такие фарфоровые куклы – это только красота и успешность. А народная игрушка несет в себе нравственные категории, важные для человеческой жизни. Это — красота и добро. У народной игрушки – пластичная, обтекаемая форма. Она, подобно мячу, комфорта и удобна для ребенка. Народная игрушка – ласковая. Она изначально добра к ребенку. Об нее нельзя ушибиться, она легко выходит в пространство и никого не обидит. Народный мастер создавал игрушку комфортной, созвучной телу человека. Кукла может быть размером с пальчик и с ладошку. Есть кукла локтевая и даже ростовая. Последние редко встречаются, но в народном театре они были. То есть народная игрушка создается в системе тех самых трех масштабов, о которой мы говорили.

Поэтому любой предмет народной культуры приятно брать в руки и не хочется выпускать.

— Но плюшевого мишку тоже не хочется выпускать из рук

— Плюшевый мишка, кстати, тоже раньше был народной игрушкой. Но сейчас плюшевые мишки – это промышленное производство, а это означает серийность, стандартизацию

— Если родители хотели бы познакомить ребенка с народными игрушками, как это сделать?

— В детских садах такое знакомство предусмотрено образовательной программой. Так что народная игрушка может прийти в семью из детского сада. Если ребенок может играть с нею в детском саду, если она не стоит на полочке, закрытая от него на ключик, он про это обязательно расскажет дома. А педагог объяснит родителям, как использовать эти игрушки для оформления детской комнаты, для игры детей. Например, обучение счету. Кто-то делает это на специальном счетном материале или на планшете. Попробуйте с помощью народных игрушек! Вот красивые деревянные или глиняные народные уточки. Как хорошо с их помощью считать, расставляя их в ряд, составляя сюжетные задачки. Давайте их расставим по столу: уточки поплыли в одну сторону… эта уточка отстала… сколько уточек осталось?

— Какие народные игрушки сегодня доступны для родителей?

— Богородские игрушки. Это — динамичные деревянные фигурки из мягких пород дерева, которые с раннего возраста привлекают детей: медведи, которые рубят дрова или пилят, курочки, которые клюют… Разрабатываются новые формы и новые идеи таких игрушек: что вы скажете о медведе с компьютером? К сожалению, дымковская игрушка теперь стала сувенирной продукцией и в меньшей степени принадлежит детству. Она настолько дорога, что в детских садах ее стараются не давать детям для игры. Ее показывают только на занятиях эстетического воспитания или в мини-музее детского сада. Хотя изначально это были прекрасные свистульки. Отмечался праздник Свистуньи, когда дети брали их в руки и могли свистеть. Это всех так объединяло и радовало!

То, что детям младшего возраста близка и понятна народная игрушка, доказано научными исследованиями. Они проводились во всем мире, в том числе – и в России в НИИ дошкольного воспитания в Москве, который в 60-е годы XX века был уникальным. Туда на консультации приезжали специалисты из Финляндии, Японии – из тех стран, которые сегодня опережают нас по уровню образования. Во многом потому, что эти страны нашли рецепт успешного объединения самых современных технологий и традиций. Стоит ли сегодня про это забывать? Программа Ирины Лыковой «Тропинка в мир изобразительного искусства» входит в образовательную программу дошкольного образования «Тропинки» под редакцией Владимира Кудрявцева. В программе «Тропинки» подготовлен проект «Дымковская игрушка в лепке и моделировании из глины», и «Дымковская игрушка в пластике, моделировании из бумаги» (совместно с Н.К. Гараниной). Педагоги, занимающиеся по этой программе, получают практическое пособие с необходимыми выкройками, силуэтами, элементами, описаниями того, как можно сделать дымковскую игрушку своими руками. Готовится к выходу новая программа Ирины Лыковой для детских садов «Азбука народной культуры», которая рассказывает воспитателям и родителям, как и в каком возрасте можно использовать те или иные народные игрушки и где их можно приобрести.

Вы помните свой мир детства? Он непременно связан с игрушками. У Вас их было много, но одна была одна самая любимая.

Мир детства в этом месте никак не изменился и сегодня. Теперь у Вашей дочки есть любимая игрушка с которой она спит и играет. Вначале это, как правило, обязательно мягкая игрушка в виде какого-то зверюшки.

Однако приходит время и Вы замечаете, что малышка начинает тянуться к новым игрушкам, которые уже не похожи на зверюшек, а имеют человеческий образ. И вот здесь очень важно Вам, родителям, сделать правильный выбор.

Помните! Нельзя недооценивать влияние игрушек на дальнейшее развитие малыша.

Вспомните своё детство, когда Вы впервые увидели свою любимую куклу. Вы мгновенно старались дать ей определённую роль: дочки или подружки для того, чтобы дальше общаться. Эта кукла становилась Вашим другом за считанные секунды. Затем Вы с ней советовались, секретничали, играли, спали, кушали и даже ходили в гости.

Современные куклы имеют точно такое же влияние на мировосприятие Вашего ребёнка и сейчас. Вот только их внешность и внутренность совсем не безопасна для него.

И вот по каким причинам.

Первая причина: Современные куклы искривляют восприятие реальности


Вы заметили какие пропорции тела у современных кукол? Каждый элемент тела выглядит ярко и выписан до мельчайшей детали. У каждой современной куклы тонкие стройные ножки чуть ли не «от ушей», осиная талия и красивая длинная шея, огромные глаза в пол-лица - человека с такими пропорциями не найти. Лицо вообще нарисовано так, что похоже кукла готовится к фотосессии. Такая подача образа вводит каждого ребёнка в заблуждение. Крошка видит, что с одной стороны правдоподобность образа с точки зрения деталей очень большая, но его черты лживы по отношению к действительности…


Если даже такая кукла становится подружкой для девочки, то тогда у неё происходит нарушение ментального и чувственного восприятия, и рождается ложный идеал.

В жизни мы, взрослые дружим для того, чтобы получить в другом человеке поддержку и взаимопонимание, стараемся найти друга близкого по взглядам и суждениям. А задумайтесь о чём можно «разговаривать» с такой куклой? Только о празднике и развлечении. «Нужно только улыбаться» — об этом написано на лице куклы.

А ведь не стоит забывать, что маленькая девочка пока ещё присматривается ко всему окружающему и у неё только формируется ментальное восприятие мира. Она проигрывает различные роли «Кем быть?», «Кем я буду, когда выросту?» И что она видит? Образ на прямую противоположный жизненной реальности.

Вот здесь девочка вдруг начинает «подозревать» о своей «несовершенности». Это зёрнышко сомнения подпитывается ежедневно и растёт всё больше и больше. Она даже может начать чувствовать себя не совершенной.

Это состояние можно легко заметить в любом возрасте, когда ребёнок начинает постоянно смотреть на себя в зеркало. Так постепенно образ современной куклы начинает формировать комплекс неполноценности у ребёнка.

Помните! Искривлённое восприятие образа человека ведёт к нарушению гармоничного развития ребёнка, мешает его телесному, душевному и интеллектуальному развитию.

Вторая причина: Материал из которого сделана современная кукла

Современная промышленность уже не раз публично обвинялась в применении запрещённых синтезированных материалов, которые вредят здоровью детей.

При покупке современной куклы Вы уже можете заметить по соотношению цена-качество уровень опасности для своего ребёнка. Это, бесспорно, всегда очень сильный аргумент! Действительно, настоящее качество всегда стоит больших денег. И тогда выбор за Вами!

Вы только задумайтесь, что значит, когда кукольный набор стоит 1 евро?

Вот такую «вещичку» изготовили в странах Юго-Восточной Азии, а за качеством там никто не следит.

Да и в Европе уже 75% игрушек производство Китая. На рынке активно растёт доля производства кукол из Вьетнама.

Всемирноизвестный Институт Роберта Коха в Германии (Robert-Koch-Institut, RKI), который начал свою историю ещё в 1891 году, опубликовал свои современные данные исследований.Они не могут оставить равнодушными ни одного человека. Только задумайтесь: с 1980 года на 50% увеличилось число раковых заболеваний среди детей!

В Германии Федеральный институт по оценке рисков (BfR) тоже опубликовал результаты своих исследований химического состава современных игрушек. Анализы показали, что в них содержится опасное количество канцерогенов. Причём и в резиновых, и в пластмассовых игрушках!

Особое внимание специалисты обращают на игрушки с эластичными частями тела. Для их изготовления в пластмассу добавляется резина. Более подробный анализ этих пластификаторов и смягчителей показал, что они способны вызвать у ребёнка не только раковое заболевание, но и бесплодие.

Конечно, в Евросоюзе существуют определённые нормы, которые строго определяют количество ядовитых веществ в каждой кукле, но они давно не пересматривались и уже сильно устарели. Это произошло из-за активного роста промышленного производства и изобретения новых видов пластификаторов.

Учёные подсчитали, что в одной игрушке может быть пластификаторов в 1000 раз больше, чем … в автомобильной шине. А активное общение с такой куклой за 1 час оказывает на девочку канцерогенное влияние такого уровня, который приравнивается к двум пачкам сигарет выкуренным в комнате в её присутствии.

И это только невидимые причины для отказа покупать своему ребёнку современную куклу.

А вспомните своё ощущения холода от пластмассовой игрушки? И Вы поймёте, что глубину чувств можно получить только от прикосновения к дереву или шерсти. Такая тёплая игрушка кроме тёплых чувств способна передать ребёнку само ощущение истории.


Третья причина: Современная кукла ограничивает воображение

Всем детям свойственно всегда что-то придумывать, для полёта их фантазии нет ничего не возможного. В этом и заключается вся прелесть детства.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Когда малыш за секунду может превратить обычный кубик – в кусочек торта, а стул в машину, паровоз или даже в дом – это всё ему позволяет именно воображение!

В жизни воображение ребёнка может быть направлено сразу в разные стороны. Так он учится оперировать вещами и быстро заменять одни объекты другими.

Помните! Фантазия у ребёнка обязательно должна развиваться с детства!

Именно развитие фантазии даёт развитие волевого начала и способствует формированию задатков самодостаточности у каждого ребёнка.

В вальдорфской кукле, например, никак не оформлены глаза. Это сделано для того, чтобы ребенок самостоятельно достраивал образ персонажа в своей фантазии в зависимости от условий игры. Для становления личности малыша важно в полной мере проживать чувства каждого персонажа в сюжетно-ролевой ситуации. Когда на лице игрушки уже запечатлены какие-то эмоции, она перестает быть гибким инструментом для игры. Ребёнку тогда сложно в сюжетно-ролевой игре, которую он ведёт, превратить куклу со смеющимися глазами в куклу с обиженными глазами.


А вот, чтобы играть с современной куклой ребёнку предлагается в дополнение всё сразу в готовом виде: определённый стиль одежды, аксессуары, можно даже купить уже продуманную до мелочей обстановку в комнате и весь круг общения – подружку, маленького малыша или готового парня.

При таком разнообразии воображение самой девочки вообще не развивается.

Согласитесь, ведь совсем не просто к нарисованному улыбающемуся личику современной куклы примерить состояние обиженности, задумчивости или грусти.

Четвёртая причина: Закладывается основа прямого потребительства

Это происходит, когда совершенно не развивается фантазия и воображение самого ребёнка, а всё в наборе сразу продаётся в дополнение к современной кукле: одежда, аксессуары и даже дом, и друзья.


Пользование готовыми моделями не дает ребенку развивать фантазию и разгоняет в нем чувство потребления. Он привыкает, что вот это платье можно надеть кукле только на бал, а вот это - только для школы… Когда мы задаем маленькому человеку рамки, он не может развиваться творчески. Важно дать ему пространство для свободной игры хотя бы до 9 лет, чтобы в будущем он смог отдать миру максимум своего потенциала.

Такой подход учит с самого детства не думать, а только брать.

Помните! Очень важно не упустить момент взросления до 9 лет, когда в ребёнке закладывается творческий потенциал для его успешного будущего и он учится строить свою «взрослую» жизнь.

Пятая причина: Быстрое насыщение от общения с современной куклой

Вы заметили, что во внешнем облике современных кукол производители используют яркие кислотно-розовые, зелёные, жёлтые цвета? Ведь именно такой подбор красок рассчитан на быстрое насыщение самой игрушкой. Такой подход в дальнейшем неизбежно приводит к приобретению новой игрушки потому, что малышу просто жизненно необходим мир ярких красок.


Он хочет ещё раз испытать ту минутку восторга и радости новой игрушке. Чувство вполне понятное и очень нужное каждому человеку. Ведь в состоянии душевной радости у крошки раскрепощаются положительные эмоции и создаётся чувство праздника. А это чувство учит радоваться жизни!

Вот только потом праздник заканчивается, краски блекнут и как, правило, что-то в кукле ломается или обязательно рвётся. Но малышку такое положение дел не устраивает и она опять требует продолжение празднику! Сколько таких сцен Вы не раз видели возле магазина детских игрушек?

Вы теперь понимаете, что так искусственно производителями современных кукол, с помощью родителей в детях формируется сложная ситуация состоящая из настоящей зависимости у малыша от яркого сочетания цветов и одновременно происходит формирование неумения насладиться тонкостью красок, чувств, деталей. Уже заранее продумано, что после общения с такой куклой ребёнку обязательно вспомнится, что в магазине есть ещё какая-то новая, яркая современная кукла, которая снова вернёт чувство праздника. Это желание будет расти в малыше с каждым днём, будут требования и может доходить даже до детских слёз и истерик.

Только Вам под силу остановить этот круг бесполезных и даже опасных покупок. А ещё лучше вообще не покупать такие современные куклы своему ребёнку!

Вспомните своё детство! Ведь сколько планов дальнейших действий Вы строили, сколько интересного придумывали для совершенствования образа своей любимой куклы!

Не лишайте своего ребёнка этих возможностей!

Помните, что есть проверенные временем куклы, которые в игре ничем не уступают современным. Именно они могутпомочь Вашему ребёнку расти гармоничной и всесторонней личностью. Сегодня можно выбрать современную куклу ручной работы из натуральных материалов – шерсти и дерева, которые по-настоящему близки человеческой коже.

Ещё с прошлого века вальдорфская педагогика зарекомендовала себя, как наиболее близкая к внутреннему миру детей.

Вальдорфские педагоги рекомендуют родителям вообще не покупать детям игрушки в которых все детали уже проработаны и продуманы, а рекомендуют учить малыша творить и фантазировать из подручного материала всевозможные варианты сюжетно-ролевых игр.

Сама вальдорфская кукла для детей до 3 лет вообще не имеет глаз – она безлика, чем очень напоминает народную. С ней очень удобно спать. Ещё она бывает с нарисованными закрытыми глазками.

Для игры днём существует более усложнённая вольдорфская кукла с открытыми глазами, которые прорисовываются маленькими точками, и ротик – полумесяцем. Когда ребёнок вырастает старше 3 лет у вольдорфской куклы уже более чётче оформляются определённые черты лица: носик, вышитые глазки и ротик, а на руке тоже начинает выделяться большой палец.

Для такой куклы каждой девочке будет интересно не просто придумать одежду, но и пришить пуговичку, завязать платочек, одеть или снять платье и даже заплести косы, а может создать необычные бусы или даже сшить одежду по собственной задумке!

Такой подход позволяет ребёнку осуществлять свои фантазии в различных игровых ситуациях во время любой сюжетно-ролевой игры.

Как видите — выбор всегда есть! Вам необходимо только совсем чуть-чуть — сделать ПРАВИЛЬНЫЙ выбор.

Куклы правят модой

Славянские самодельные куклы-обереги всегда играли значимую роль в жизни людей на Руси. Помимо их основного предназначения — охранять и оберегать, с куклами играли дети, ими украшали убранство дома. Наши предки были уверены в том, что куклы-обереги имеют влияние на жизнь, здоровье, судьбу и благополучие людей. Поэтому куколки изготавливались как символы обряда или хранительницы домашнего очага, их часто преподносили и в качестве подарков. Делались такие куколки из различных материалов, например, из ткани, кожи, глины или соломы.

Чтобы нагляднее показать, какие именно обереги делали к определенному поводу, приведём несколько примеров.

На праздники, связанные, например, со сменой времен года или сбором урожая, делались соответствующие обрядовые куколки. У каждой была своя роль и своя участь — одни сжигали, другие сохраняли — набивали крупой и ставили в доме для привлечения достатка.

На свадьбу для молодоженов изготавливались куколки «Неразлучники», которые символизировали целостность семьи.

Если в семье не было детей, но супруги очень хотели стать родителями, то мастерили куклу-оберег на беременность — «Московку». Считалось, что она символизирует дух материнства и единства семьи.

Ещё для скорейшего рождения ребенка женщины изготавливали для себя «беременную» куклу. Её особенность в том, что это обычная куколка, в подоле которой спрятана кукла «Пеленашка». Так же считалось, что этот оберег отводит порчу, сглаз и прочие беды от новорожденного.

Куклы «Пеленашки»

Для деток делались обереги «Зайчики». Они помогали деткам не скучать, если приходилось оставлять их в одиночестве.

Оберегом на здоровье служила кукла «Кубышка». Она должна была сидеть на мешочке с целебными травами. А если кто-то болел, нужно было пройти с куклой по всему дому, потирая пальцами этот мешочек, а затем положить куклу в постель к больному, чтобы изгнать дух болезни.

Для достатка делали куклу «Крупеничку» и куклу «Мужик-богач».

Чтобы дом не оставался без хозяина, когда тот надолго уезжал, на его место обязательно сажали обережную куклу.

Вы можете посмотреть видео от Первого Музея Славянской Мифологии, в котором рассказывается про изготовление обереговой куклы.

Существуют и многие другие куколки-обереги. Подробнее с каждой из них мы знакомимся в статье Славянские куклы-обереги из ткани: их значение и как делать их своими руками

Правила создания обережных куколок

И в наше время изготавливают обережных кукол. Но прежде, чем делать куклы-обереги своими руками, ознакомьтесь с некоторыми значимыми правилами!

1. Успокойтесь, сконцентрируйтесь, читайте молитву или наговор

Для начала успокойтесь, уединитесь и сконцентрируйтесь на том, что вы будете делать. У вас должно быть исключительно хорошее настроение и спокойное состояние. Включите расслабляющую музыку или напевайте сами какую-нибудь добрую песню. Также можете читать молитву, заговор или просто проговаривать вслух для кого и зачем вы собираетесь делать эту куколку.

Например, при изготовлении куколки «Шестиручки» можно наговаривать:
«Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен, пригожен и всем доволен… и т. д.».

Можно крутить пальцами голову куколки и произносить:
«Светлая голова, чистая, добром наполненная, любовью».

Делая грудь у куклы, думайте о счастливом материнстве, чтобы семья ни в чем не нуждалась.

Вообще текст наговора можете произносить любой, главное чтобы он вел к желаемому результату.

2. Делать обереги можно только женщинам

Во время изготовления оберегов в помещении не должно быть мужчин, т. е. «мужской энергии». А если все-таки присутствие деток-мальчиков неизбежно, то сначала займите их своими делами, а потом начинайте работу с куклой. Мальчики не должны стоять рядом и видеть процесс работы!

3. Кукол-берегинь делают на коленях

Делайте куклу-оберег на коленях или, как говорили раньше, «в подоле», т. е. в своем личном пространстве. Стол же является общим местом и на него можно положить только ткань и инструменты, используемые в работе.

4. Обереги делаются из натуральных материалов

Для создания кукол берите только натуральные ткани, например, хлопок, лен или шерсть. Не используйте в работе трикотаж! На тканях не должно быть кромок или старых швов. Если делаете куклу на подарок, используйте новую ткань или ткань от старой одежды того, кому будете делать куклу. Для себя же берите ткань от вещей, которые использовались вашей семьей.

Обязательное правило: лицо у куклы должно быть белым, чтобы через него никто не смог перенести злые мысли на хозяина оберега. К тому же, белый цвет символизирует чистоту помыслов.

5. В работе нельзя применять иголку и ножницы

Делая кукол-берегинь, не применяйте иголки, ножи, клей и ножницы. В старину говорили, что кукла должна быть «не резаная, не колотая», чтобы не навредить здоровью того, кому делается оберег.

Ткань рвите руками. Если делаете из толстой ткани, то сначала надрежьте край ткани, а дальше рвите вручную. Все манипуляции с ножом и ножницами делайте до начала работы с куклой. Тело для куклы завязывайте, а не сшивайте.

Исключение составляет только мешочек для куклы «Крупенички-Зерновушки», который сшивается сбоку.

Причём одежду для кукол тоже нужно мастерить без использования иголки. А украсить её можно кружевом, вышивкой и тесьмой.

Ниточки так же обрывайте руками или перекусывайте зубами.

6. Священное число — 3

Когда завязываете ниточки, завязывайте их 3 раза. Число 3 всегда было магическим для славян и они считали, что кроме надежности, 3 узла придают надежности наговорам, а также служат защитой от любого негатива.

7. Кукла должна быть аккуратна и плотно набита

Помните, что кукла-оберег должна получиться аккуратная и плотная. Наполнитель во всех частях тела куклы должен быть уложен упорядоченно. Тело делайте особенно прочное и плотное. Куклу-скрутку, например, катайте ладонью на коленках до тех пор, пока она не станет плотной.

Если что-то не получается, кукла растрепалась или разваливается, лучше переделайте всё заново. Не оставляйте торчащие нитки, расходящиеся концы и растрепанные подмышки. Обязательно осматривайте куклу после окончания каждой детали, чтобы сразу подправить, закрепить нить, подвернуть лишнее внутрь. Чем аккуратнее кукла, тем она больше защищена от негативного внешнего воздействия.

Если вдруг в процессе работы случайно оборвется нить или никак не удается расправить складку, проговорите: «Несчастье на куколку придёт, а меня (или имя того, кому делается оберег) обойдёт».

8. При создании оберега важен добрый посыл

В процессе работы вкладывайте в куклу-оберег светлые образы — это намного важнее, чем техника изготовления. Поэтому очень важно делать обереги только тем, кому от души желаете добра, тем, кого любите! А если нужно сделать оберег кому-то постороннему, то сначала проникнитесь образом этого человека, пожелайте ему добра и только тогда приступайте к изготовлению.

Рубрики

К выбору куклы необходимо подойти особенно ответственно, поскольку при помощи игры девочки не только развиваются, но и формируют важные социальные роли и навыки.

Куклы до года

Для столь раннего возраста детские психологи советуют приобретать куклы из мягкого, высококачественного материала. Маленькие дети познают окружающий мир не столько при визуальном, как при тактильном контакте, поэтому чтобы малышке нравилось трогать куклу, она должна быть приятной на ощупь. Кроме того, у игрушки должно быть доброе и яркое лицо с выразительными глазками и улыбчивым ротиком. Когда ребенок ещё совсем маленький, ему необходима кукла, на которой было бы удобно изучать и показывать ручки, ножки, глазки, ротик, носик, ушки. Такая кукла будет полезна девочкам, поскольку послужит заменой человека не только для игры, но и для обучения. Чтобы ребёнок не травмировал себя во время игры, формы приобретаемой куклы должны быть округлыми. Также очень важно, чтобы игрушка не включала мелких и острых деталей, которые малышка могла бы случайно проглотить или же которыми могла бы поранить себя во время игры.

Куклы от года до трёх лет

Обычно до трёх лет девочке хватает одной куклы, напоминающей ей саму себя по возрасту. В этот период предпочтения девочки отличаются тем, что ребёнку становиться уже не интересно просто сжимать куклу в ручках, покусывать или трясти. В этом возрасте малышек привлекает возня с одеждой. Так как маленькие барышни обожают одевать своих кукол, в игрушечном арсенале должна появиться игрушка с некоторым количеством вещей, которые легко снимаются. Так как раздевание куклы дается значительно проще - сосредоточенно сопя, юная стилистка справится с задачей самостоятельно - а вот чтобы одеть игрушку, без помощи взрослых ребёнок вряд ли обойдётся. Упростить задачу помогут кукольные наряды, которые не содержат пуговиц, молний и дополнительных деталей.

Куклы от трёх до четырёх лет

Специалисты утверждают, что в этом возрасте малышки начинают осознавать свою половую принадлежность и подражать поведению мам. У малышек начинают формироваться задатки материнского инстинкта, поэтому, как правило, они относятся к кукле, как к младенцу.

Девочке доставляет удовольствие заботиться о своей кукле, кормить, переодевать, выводить на прогулку, рассказывать сказки и укладывать спать. Исходя из этого, своевременным будет приобретение пупса, который имитирует действия новорожденного: плачет, кушает, пьёт и спит. Также не помешает в дополнение к игрушке приобрести набор одежды, коляску, бутылочку и прочие необходимые атрибуты.

Выбирая игрушку, позаботьтесь о её размере. Если кукла будет слишком большой, малышке будет неудобно с ней возиться. Слишком маленькая игрушка будет просто не интересна. Желательно, чтобы размер пупса приблизительно соответствовал размерам новорожденного ребёнка. Также важно, чтобы игрушка была простой и удобной, изготовленной из качественного материала.

Куклы от пяти до семи лет

Когда девочка подрастает, у куклы появляется новая миссия - кукла становиться подружкой. Так как в этом возрасте у девочек закладываются представления о стиле, красоте и моде, немаловажную роль начинает играть внешность игрушки. Выбирая куклу, следует обратить внимание на её лицо, длину волос, сменный гардероб. Кроме самой куклы, девочке могут понадобиться прилагающиеся атрибуты, например: кукольный домик, машина для куклы, косметический набор и прочие. Самостоятельно разобраться в сегодняшнем разнообразии игрушек достаточно сложно, поэтому желательно заранее расспросить у девочки, что именно она хотела бы получить в подарок, а ещё лучше отправиться за покупкой вместе, чтобы малышка выбрала самостоятельно ту игрушку, которая ей приглянулась. В свою очередь Вам следует обратить внимание на качество, а также целесообразность предполагаемой покупки.

Сергей Василенков для Женского журнала "Прелесть"

Выбор редакции
Окутано множеством слухов.Благодаря его дешевизне, а также воздействию СМИ, большинство полагает, что оно является очень вредным и...

Итак, предыдущая страница завершила наше знакомство с двумя, без сомнения, выдающимися истребителями четвертого поколения. Как легко...

Если вы находитесь в поисках удобной и практичной обуви для повседневной носки, вам стоит присмотреться к слипонам. Это некий аналог...

Согласно новейшим исследованиям, чтение задействует большинство высших зон мозга – иными словами, это лучшее упражнение для его...
Можно ли ждать правильного выполнения намаза от мужчин, недавно принявших Ислам, если даже уроженцы мусульманских стран и регионов далеко...
С самого детства мы рисуем для себя четкую картинку счастливой семьи – жена, муж и дети. Никто не хочет в одиночестве дожидаться старости...
Общение с клиентом тонкая наука, контактный персонал оставляет самое важное впечатление клиента о компании. Если общение с вашим...
Он привык глубоко переживать свои чувства и любовь для него становится одной из важных целей в его жизни. Он очень романтичен, внимателен...
Вы испробовали разные диеты, а они не дали ожидаемого эффекта? Вы поняли, что «таблетки для похудения» не принесут вам пользы, а являются...