Как пережить стресс после аварии? Авария: жизнь после… психологическая помощь пострадавшим


Экстремальные события, воздействующие на психику человека, вызывают у него травматический стресс, психологические последствия которого могут выразиться в посттравматическом стрессовом расстройстве.

Посттравматическое стрессовое расстройство — отсроченная реакция на стрессовое событие. Это тревожное расстройство, может сочетаться с депрессией и химическими зависимостями.

Пострадавший после трагического события заново переживает случившееся: это и навязчивые воспоминания, мысли и ночные кошмары. Страх кошмаров вызывает бессонницу. Естественно, что человек с посттравматическим стрессовым расстройством не хочет вспоминать подробности случившегося, у него появляется желание забыть, вычеркнуть мысли и чувства, напоминающие о трагическом событии. Пострадавший становится эмоционально нестабильным: слёзы сменяются вспышками гнева. Ещё один симптом посттравматического стрессового расстройства — сверхбдительность. Человек проявляет повышенную осторожность даже в неопасных ситуациях.

Помощь в преодолении последствий стресса после катастрофы (аварии)

Для полного избавления от посттравматического стрессового расстройства необходима помощь специалиста. Однако вы можете помочь себе и другим ослабить нежелательные реакции.

Лучшее лекарство — приятные эмоции. Балуйте себе деликатесами, больше гуляйте, ходите в сауну или просто полежите в тёплой ванне, даже через «не хочу». Занимайтесь физкультурой, стресс влияет на весь организм в целом, поэтому можно существенно помочь, если уделять здоровью больше времени, чем прежде. Чаще находитесь среди людей. Не ожидайте, что воспоминания уйдут сами по себе. Чувства останутся и могут беспокоить в течение длительного времени. Вот почему крайне важны откровенные разговоры по душам.

Если пострадал ваш близкий человек, постарайтесь создать условия для задушевного разговора. Это необходимо, чтобы дать его негативным чувствам и переживаниям выйти наружу. Но не давите на человека, если он против. Главное — не отталкивайте пострадавшего, даже если он отталкивает вас. Продолжайте оказывать ему поддержку и выражать свою любовь.

Если симптомы посттравматического стрессового расстройства не проходят, не стесняйтесь обратиться к психологу. Вот признаки того, что вам или близкому человеку нужна помощь профессионала:

У детей также может быть посттравматическое стрессовое расстройство в результате катастрофы, насилия, смерти родителей и прочих трагических событий. Его признаки: беспокойство, агрессия, страхи (в том числе и страх одиночества), замкнутость, плаксивость, пугливость. Вы кое-что можете сделать для своего малыша.

Разговаривая с ребёнком, сообщайте ему только достоверную информацию.

Говорите с ним о ваших чувствах.

Ребёнку важно знать, что он не один. Не забывайте говорить ему об этом.

Дотрагивайтесь до него, обнимайте как можно чаще. Телесный контакт позволит ему почувствовать вашу любовь.

Не жалейте времени, чтобы побеседовать, поиграть с ребёнком, уложить его спать.

Наблюдайте за ним (очень важно заметить у него негативные проявления). Часто именно в игре ребёнок проявляет свои чувства.

Способствуйте занятиям, которые помогают снять напряжение (игры с водой, песком, глиной, лепка из пластилина, рисование).

Помните, если ребёнок расстроен, необходимо дать ему возможность побыть грустным или поплакать. Это нормально.

Все данные здесь советы достаточно просты. Но чаще всего люди, с которыми произошло несчастье, или свидетели аварии замыкаются в себе. Даже члены одной семьи не могут найти силы для разговора, а ведь это шаг к улучшению ситуации. В результате каждый переживает случившееся сам с собой, между людьми появляется отчуждение. Каждый в одиночку пытается бороться со своими стрессами. Совет психолога: общайтесь, проговаривайте друг с другом чувства и переживания.

www.medaccidents.ru

Урок по психологии «Жизнь после аварии!»

Урок по психологии для учащихся среднего и старшего звена школы.

Цель: познакомить учащихся с причинами ДТП (дорожно транспортными происшествиями); дать психологическое описание посттравматического состояния и познакомить с основными способами борьбы со стрессом.

Современный человек постоянно живёт на грани стресса – сомнений в этом ни у кого не возникает. Только подумайте: скверная экология, жёсткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т. д. От этого страдают все – взрослые и дети, нищие и олигархи, политики и рядовые труженики. Кто из нас хоть раз в жизни не произносил в сердцах: „Ах, это был такой стресс для меня!“ Термин „стресс“ стал привычным в нашем повседневном лексиконе. В это короткое и ёмкое слово мы вкладываем представления об изменениях своего поведения и целой гамме чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни.

Сев впервые за руль автомобиля. Вам, наверное, кажется, что вождению научиться невозможно. Затем, пройдет время, и Вы научитесь, одной рукой держась за руль, слушая при этом радио болтать с сидящим рядом соседом. Бесспорно, что большинство людей, как правило, не попадают в ДТП ни как пешеходы, ни как водители. Но бывают случаи, когда ДТП становиться неизбежным и тогда, это тяжелое физическое и морально-психологическое испытание для человека.

Дорожная авария, безусловно, сопровождается душевной травмой, приводящей к негативным последствиям. Какой бы интенсивности она ни была, нарушено чувство безопасности и может развиться болезненное состояние – состояние стресса или посттравматический синдром.

Существует несколько критериев оценки наличия травмы: отрицание происшедшего, угнетение жизненной активности, дезорганизация деятельности, ярко выраженные страх, тревога, плач, обвинение. Постепенно эмоции сменяются реакцией критики самого себя, болезненным осознанием неотвратимости происшедшего и самобичеванием. Это состояние иногда называют “Черной дырой”, и это тяжелая ноша, которую носит в своем сердце и мыслях человек.

Стресс – это жизнь, которая позволяет человеку полноценно функционировать и развиваться. Однако в зависимости от того, какие результаты и какой ценой достигнуты человеком в ходе преодоления затруднений, стресс может оказаться продуктивным и деструктивным.

  • Если Вы или Ваши близкие попали в стрессовую ситуацию, прежде всего, обратитесь в медицинское учреждение для обследования.
  • И главное! Будьте внимательны и чутки. Если с вашим близким человеком случилась беда, будьте рядом, поддержите его в трудную минуту.
  • Вы можете оценить, каким человек был до происшествия, и каков он сейчас. Не оставляйте без внимания происходящие изменения. Для человека попавшего в стрессовое состояние очень трудно относиться критично к своему состоянию. Ваша забота и Ваше внимание помогут вовремя прибегнуть к профессиональной помощи. Ведь, чем раньше оказана помощь, тем меньше времени потребуется на психологическую реабилитацию.
  • Автомобильный транспорт – самый опасный транспорт. Именно на его долю приходится львиная доля транспортных потерь. Наиболее вероятна гибель водителя либо пассажиров в результате дорожно-транспортного происшествия, в меньшей степени при захвате машины злоумышленниками и пожаре.

    1-й УЧЕНИК: Статистика ГИБДД утверждает, что главными причинами аварий на дорогах являются:

    1. Нарушение правил дорожного движения . Это понятно: никто никому у нас дороги не уступает, перед знаками, когда поблизости нет милиционера, не стоит, а, напротив, как можно быстрее проскакивает, желтый цвет светофора истолковывает как уже почти зеленый и пр.

    • Как же при такой дорожной дисциплине уберечься от ДТП?
    • И что здесь оригинального посоветовать водителям?
    • Советую не нарушать. По крайней мере, хотя бы тогда, когда вы едете не один. Сын за лихачества отца не ответчик. Равно как дочь, жена, родственники или просто знакомые. С этим даже жестокосердный генералиссимус формально соглашался. Не берите грех на душу.

      Пример: А вдруг вы уцелеете, и тогда вам придется присутствовать на похоронах, непосредственным виновником которых вы явились. Я знал историю об одном таком отце, который, нарушив пустячное правило, угробил все свое семейство. А сам выжил? Но умер сразу после похорон. Добровольно.

      2. Превышение скорости.

      И какой русский не любит быстрой езды? Только тот, у кого в личном владении «Москвич» шестидесятого года выпуска.

      – Как с этим можно бороться? Увещеваниями? Призывами? Не поможет.

      Разве только так, как в Европе, – неотвратимостью наказания. Скажем, мчитесь вы ранним утром по пустому, как лунная поверхность, шоссе со скоростью, на пять км/час превышающей разрешенную. Ни полицейских вокруг, ни других машин. Вообще никого нет! Тишь да гладь. Приезжаете куда надо, а через неделю получаете квитанцию с выписанным по всем правилам штрафом. Оказывается, на ограничительном знаке был присобачен измеритель скорости с присоединенным к нему фотоаппаратом, который фиксирует номерные знаки проштрафившихся машин. И, будьте любезны, в кассу! И идут, и несут законопослушные немцы свои кровные марочки. Чтобы права не потерять.

      – Действенно? Оттого и ездят наши западные соседи даже на стерильно пустом шоссе строго с разрешенной скоростью. Потому что не знают, на каком придорожном столбе тот автоматический доносчик притаился.

      МОГУТ быть примеры детей:

    1. Из других способов усмирения шоферской прыти, по крайней мере, внутри городских кварталов, нашим властям можно было бы позаимствовать дороги с искусственно сооруженными горками, на которых быстрее 60 км/час не разгонишься, нарисованные на асфальте «елочки», от которых у водителей в глазах рябит, картонные, впрочем, очень похожие на оригиналы манекены постовых и тому подобные западные изобретения.
    2. Жильцам домов, озабоченным превышением скорости машин на участке, где дорогу переходят их дети, я рекомендовала бы не орать нехорошие слова вдогонку проходящим машинам, а написать коллективную «телегу» в районную ГИБДД с просьбой установить в этом месте ограничительные знаки. Или даже светофор. И записать пару номеров машин, которые эти знаки игнорируют.
    3. Женам водителей лихачей, сидящим на пассажирском сиденье, я советовала бы ограничивать их спортивный пыл. Чтобы не подставлять под удар себя и в первую очередь своих детей. Потому что если погибнут одновременно и муж, и жена, то дети отправятся жить в детский дом!
    4. Водителям лихачам мне сказать нечего. Кроме одного: лучше медленно ехать на машине, чем неподвижно лежать в гробу. Или «париться на нарах», совершив наезд на пешехода.

    3 . Следующая из причин ДТП – управление автомобилем в нетрезвом виде . Здесь без комментариев. С этим злом наш народ бороться не научился. Это проблема не автомобильная.

    4. Плохие дороги. Здесь тоже без комментариев. От плохих дорог мы не избавимся, пока не разрешим вторую, чисто русскую беду. Я о тех, кто выделяет средства на ремонт содержание этих дорог.

    5. Неисправности машин . Если детализировать, то более всего аварий случается из-за неисправных тормозов, далее следует рулевое управление и замыкают тройку лидеров колеса и шины. Выпустить или не выпустить неисправную машину на дорогу зависит от технических комиссий ГИБДД, от самого автовладельца и от его ближних родственников. Им этот вопрос и решать в зависимости от того, насколько им дорога их и чужая жизнь.

    6. Прочие причины аварий, такие, как столкновение с животными, попадание в машину молний, метеоритов и отработанных ступеней ракет, крайне маловероятны и в официальной статистике Госавтоинспекции не отражены.

    Но есть еще очень красноречивые цифры, полученные в результате деления всего числа аварий на их причину. Так вот, состояние дорог и плохая погода «виновны» в 4% аварий. Плохие автомобили в 11%. А остальные 85% на совести водителей!

    То есть из этого следует, что самое опасное явление на дороге – это человек за рулем.

    2-й УЧЕНИК: Предупрежден – значит вооружен. Знал бы, где упасть – соломки бы подстелил.

    Эти известные истины прекрасно относятся и к вождению автомобиля. Основные причины аварий всегда одни и те же и статистика по ним известна. Хоть знание этих причин и не гарантирует вам безопасное вождение, но позволит быть готовым к похожим ситуациям и принять правильное решение в случае их возникновения.

    Основная масса ДТП происходит в часы пик, в праздники, в конце недели, когда все стремятся за город. Соответственно если есть возможность воздержаться от выезда на трассу в это время – лучше так и поступить, поскольку вероятность попасть в дорожно-транспортное происшествие возрастает.

    85% всех ДТП происходят из-за водителя и его физического и психологического состояния, поэтому перед поездкой рекомендуется хорошо отдохнуть. Из оставшихся 15% всего 11 приходятся на происшествия из-за неисправности автомобиля, и всего лишь в 4% ДТП виноваты погодные условия или состояние дороги.

    3-й УЧЕНИК: При травматическом стрессе выделяют три группы проявлений психологической травмы. Это:

  • Повторные переживания. Прошлое не отпускает, неотступно возвращаются картины аварии, постоянные мысли о том, “что было”. Повторяющиеся кошмарные сны. Эти “непрошеные” воспоминания могут длиться от нескольких секунд или минут до нескольких часов.
  • Избегание . Человек старается избегать мыслей и воспоминаний о пережитом, старается не попадать в ситуации, которые могли бы напомнить или вызвать эти воспоминания. Он упорно избегает мыслей и разговоров об аварии. Вырастает отчуждение от друзей и близких – “им меня не понять”. Возникает депрессия. Человек начинает чувствовать себя никчемным и отвергнутым. У него развивается неуверенность в себе. Отчаяние, отсутствие смысла жизни, апатия – вот то, что испытывает человек. Часто появляется чувство вины, “Я виноват в том, что не сделал: не спас, не помог, не предугадал”. Нередко возрастает агрессивность, нередко направленная на себя.
  • Повышенная активность . Она проявляется в трудностях засыпания, повышенной раздражительности, взрывных реакциях. Необоснованном и повышенном контроле за происходящим вокруг. Переживаемые в таких ситуациях чувства (тревога, беспомощность, стыд, печаль, гнев) отрицательно влияют на человека, делая его уязвимым.
  • ПСИХОЛОГ: Стресс – сам по себе не зло и не болезнь (хотя в своих крайних проявлениях может привести к ним), подобно тому, как высокая температура является лишь следствием какого-либо воспалительного процесса и сигналом того, что организм с ним борется. Стресс следует расценивать как важнейший адаптационный механизм, позволяющий живому существу, попавшему в неблагоприятные условия, сконцентрироваться, напрячь все свои силы и найти оптимальный выход из затруднительной ситуации. Без него первое же препятствие стало бы для организма гибельным. Более того, ни одно существо, будь то муравей, птичка или слон, не обходится без стресса. Его испытывает дерево, выросшее в расселине скалы, и лань, бегущая от хищника, ребёнок, на мгновение потерявший маму из вида, и целая страна в лихую годину. Каждый день мы подвергаемся воздействию мелких стрессов, заставляющих нас поминутно решать житейские проблемы. Опоздал на работу, огрызнулся начальник, сын схватил двойку, сломался каблук, даже неожиданный дождь может в отсутствие зонтика обернуться стрессом. И так изо дня в день „закаляется сталь“ нашего характера, мы учимся спокойнее реагировать на мелочи, трезво оценивать возникающие проблемы и планомерно их решать, строить взаимоотношения с людьми и в конечном счёте сохранять своё внутреннее пространство.

    Нередко люди не только не пытаются избежать стресса, но и сами кидаются ему навстречу в поисках новых впечатлений и ощущений, живут на грани, хмелея от бурления адреналина в крови – штурмуют горы и спускаются в морские глубины, пускаются в опасные авантюры и играют в азартные игры. Кстати, пристрастие многих к фильмам ужасов и боевикам – не что иное, как тяга к безопасному стрессу: страсти кипят, но только на экране. Таким образом, стресс зачастую превращается в потребность.

    Если вдуматься, каждый прожитый нами день – это череда мелких стрессовых ситуаций; некоторые из них не лишены приятности, другие проходят почти незамеченными, третьи оставляют неприятный осадок. Опыт преодоления неприятностей позволяет сделать простой, но важный вывод: безвыходных ситуаций практически не бывает, жизнь всегда оставляет возможность справиться с неприятностями – надо только найти её. Как бы то ни было, наше существование складывается из мелких и больших затруднений. И силы накапливаются по мере того, как мы находим пути их преодоления. А если вдруг у вас нет стресса – значит, вы умерли.

    Основные способы борьбы со стрессом

    Неожиданно оказываясь в стрессовой ситуации, для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе остановиться, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса и успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе:

    Несколько способов, с помощью, которых можно существенно повлиять на свое душевное состояние в лучшую сторону:

  • Вспомните о хорошем.
  • Дайте отдых мозгу. «Дать маленький отдых голове – это очень хороший способ устранить стресс или справиться с ним», – говорит д-р Роналд Натан. «Представьте себя лежащим на теплом песке на пляже, прохладный ветер дует с океана, волны спокойно плещутся о берег. Поразительно, как это может вас расслабить».
  • Самовнушение. «У вас должен быть наготове список предложений, которые вы можете повторять, когда чувствуете себя подавленным. Они не должны быть сложными. Поможет простое повторение самому себе: «Я могу с этим справиться» или «Я знаю об этом больше, чем кто-либо здесь». Это отвлечет вас от животного рефлекса на стресс – частого дыхания, холодных рук – и переключит на разумную ответную реакцию. Разум – это та ваша часть, которая действительно может справиться со стрессом. Результат? Вы успокаиваетесь.
  • Считайте до десяти. Простой отказ немедленно реагировать на проблему может помочь избежать стрессового состояния». Что вам дает такая пауза – так это чувство контроля. Контролировать себя – значит быть менее подверженным стрессу, чем в неконтролируемом состоянии. Возьмите себе за правило быстро расслабляться во время этой паузы.
  • Отвлекитесь. Если вы на минуточку поглядите через окно вдаль – в сторону от проблемы, которая вызывает стресс, глаза расслабляются, а если расслабляются глаза, то и у вас появляется тенденция к расслаблению.
  • Сделайте несколько глубоких вдохов. Дыхание животом – старый и полезный трюк для приглушения беспокойства и нервозности. «Основная идея заключается в том, чтобы действовать спокойно, быть спокойным. Когда вы испытываете стресс, ваш пульс ускоряется и вы начинаете очень часто дышать. Заставить себя дышать медленно – значит убедить организм, что стресс проходит, независимо от того, прошел он или нет. Дышать надо животом, чувствуя, как он выпячивается при вдохе и спадает при выдохе.
  • Кричите или плачьте. Крик или плач может дать освобождение от эмоций, вызывающих стресс.
  • Потянитесь. В сущности, все, что мы чувствуем, имеет физическое выражение. Многие из нас отвечают на стресс мышечным напряжением. В идеале мы предпочитаем устранить причину стресса, но растягивание мышц, по меньшей мере, уменьшает ощущение стресса – мышцы расслабляются, и мы чувствуем себя менее напряженными. А притом, что часто мы ничего не можем сделать с причиной стресса, это очень важно.
  • Массируйте мышцы-мишени. У большинства из нас есть особые мышцы, которые при стрессе затвердевают. Обычно это мышцы сзади на шее и в верхней части спины; массируйте их пару минут каждый раз, когда чувствуете напряжение.
  • Надавите на виски. Массируя нервы на висках, вы расслабляете определенные мышцы, главным образом на шее.
  • Откройте рот и вращайте челюстью слева направо. Люди в напряжении обычно стискивают зубы. Откройте рот и вращайте нижней челюстью, чтобы расслабить эти мышцы, а если они расслабятся, уменьшится чувство напряжения.
  • Полностью расслабьтесь. Простой способ, называемый прогрессивной релаксацией, может вызвать немедленное и резкое уменьшение чувства стресса благодаря ослаблению физического напряжения.
  • Начиная с макушки или с кончиков пальцев ног, напрягите одновременно одну группу мышц своего тела, подержите несколько секунд, затем дайте расслабиться. Поработайте таким образом последовательно со всеми основными частями тела – ногами, грудью и руками, головой, шеей, – а затем наслаждайтесь чувством облегчения, которое это дает.
  • Примите горячую ванну. Горячая вода снимает стресс. Когда мы напряжены и беспокойны, ток крови к конечностям уменьшается. Горячая вода восстанавливает циркуляцию, давая понять организму, что он в безопасности и что хорошо бы расслабиться. Холодная вода оказывает противоположное действие, отводя кровь от конечностей. Результат: напряжение увеличивается.
  • Можно подержать руки под струёй горячей воды, бегущей из-под крана, до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит.
  • Подвигайтесь. Регулярные упражнения безусловно повышают выносливость, которая поможет любому человеку бороться со стрессом. Но и просто прогулка может помочь вам сбросить часть напряжения после трудной деловой встречи или семейной перебранки.
  • Слушайте успокаивающую магнитофонную запись. Релаксация – это состояние, противоположное напряжению, противоядие стрессу. Настройтесь на музыку. Релаксационные кассеты помогают, но это не единственное средство.
  • Запустить релаксацию:

    Основной вывод можно сформулировать таким образом. Стресс – это неизбежность, о которой необходимо знать и всегда помнить. При этом стресс можно предвидеть, можно подготовиться к его приходу и постараться эффективно справиться с ним.

    Список использованной литературы:

  • В. Вебер. «Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте» / Под общей редакцией В. Кагана и Е. Креславского. – СПб., 1998.
  • «Руководство по телефонному консультированию». М, 1994.
  • «Стресс жизни» (сборник) / (О. Грегор. “Как противостоять стрессу”. Г. Селье. “Стресс без болезней”). СПб, 1994.
  • «Психотерапевтическая энциклопедия». СПб, 1998.
  • Дж. О’Коннор и Дж. Сеймор. “Введение в нейролингвистическое программирование (Новейшая психология личного мастерства)».
  • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Депрессия после аварии

    Вопрос психологу

    Спрашивает: Андрей, лет

    Ответы психологов

    Парюгина Оксана Владимировна

    Начну с того, что ступор — это нормальное состояние после стрессовой ситуации. Так организм ограждает вас от возможных последствий стресса. В сам момент аварии,произошла мобилизация. А сейчас все эмоции,что называется «догнали» вас, и страх, и стыд и другое.Лучше,если вы обратитесь за очной помощью к психологу,чтобы это состояние не затянулось. Все нормализуется,если вы не будете себя сильно ругать. У всех случаются ошибки. Хорошо, что последствия аварии незначительны. И,конечно, каждый не будет тыкать в вас пальцем по той простой причине, что знает об эой ситуации ограниченное число лиц. Возможно, у вас вообще сейчас трудный период. Ведь чем-то объясняется тот факт, что 15 лет не было аварий, а сейчас произошла. Возможна нужна поддержка.

    Парюгина Оксана Владимировна, психолог Иваново

    Пожалуйста оцените мой ответ!

    Пожалуйста, напишите небольшой отзыв о моем ответе

    Горбашова Светлана Васильевна

    Андрей, то что Вы чувствуете нормально и естественно. Такие события, как аварии и какие-то травмы сталкивают нас с нашей уязвимостью. Даже если нет физических травм. После аварий многие жалуются, что на время теряют чувство защищенности, на чувства страха, печали, подавленности. Иногда могут возникать вспышки злости или раздражения. Это всё нормальные реакции.

    Андрей, Ваше состояние пройдёт. Вы можете помочь себе. Для этого надо помнить, что это пройдёт, не требовать от себя «нормального» самочувствия. Вам надо разрешить себе переживать все чувства, что приходят. И надо выговариваться тому, кому доверяете, и кто готов выслушать. В течение месяца Ваше состояние постепенно стабилизируется.

    Андрей, есть ещё вероятность, что это событие активизировало какие-то давние психологические травмы.Если Вас слишком беспокоит Ваше состояние, обращайтесь к психологу. С уважением,

    // o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t>,a=function(e) /g);for(var t=»»,o=0;o Отправить

    Матвеев Валерий Анатольевич

    Психолог Тольятти Был на сайте: 19 дней назад

    Ответов на сайте: 2531 Проводит тренингов: 2 Публикаций: 23

    Впервые за 15 лет за рулём попал в аварию

    Но приехав домой навалилась депрессия и вот длится уже почти неделю

    — во-первых, разрушился ваш личный миф о том, что вы идеальный водитель. Обычное дело.

    — во-вторых, вы поняли, что у вас недостаточно ресурсов для преодоления подобных ситуаций. В первую очередь эмоциональных, а, может быть, и материальных.

    — в-третьих, ваше мнение о том, что вы контролируете свою жизнь, себя и ситуацию на дороге разрушилось в одно мгновенье.

    Эти последствия и привели к депрессии, которая возникает обычно как следствие сшибки реальности с иллюзорным представлением о себе и о мире.

    Если вы сможете быстро избавиться от своих иллюзий (с помощью психолога или самостоятельно), то ваша депрессия тут же пройдет.

    Матвеев Валерий Анатольевич Гипноз Самогипноз Психолог Тольятти

    Как пережить стресс после аварии?

    • Борьба со стрессом
    • Психологическая помощь

    Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивались с травматической ситуацией, которая вызвала не только физическую травму, но и стресс. Поэтому все должны знать, как пережить стресс не только с помощью психологов, но и как это сделать самостоятельно. ;Согласно статистике около 80% аварий происходит по вине автотранспорта. Многие водители после аварии обсуждают сложность и стоимость ремонта автомобиля, забывая о психологических травмах. После аварии у человека может возникать чувство страха смерти, чувство угрозы для его жизни, у него могут возникать навязчивые идеи. Если вовремя не обратиться к психологу, то такие расстройства могут привести к серьезным проблемам.

    Бывают случаи, что люди после аварии бояться вообще садиться в транспорт. ;И как победить стресс после ДТП? Многие психологи советуют, как можно быстрее вернуться за руль, или хотя бы для начала нужно ездить на автомобиле рядом с водителем. в этом случае, человек, который попал в аварию снова начнет привыкать к машине, дороге, а только после этого можно пересесть за руль. Не стоит стресс лечить алкоголем или таблетками, в таких случаях могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем. ; ; ;Ни в коем случае нельзя корить себя за аварию, особенно, если автомобиль вела девушка беременная. в этом случае нужно как можно быстрее;постараться забыть об этом.

    А как победить стресс и депрессию, могут подсказать не только психологи, но и друзья. Например, человеку, который попал в аварию, достаточно для начала огородиться от критики. ;Лучше перестать общаться с теми людьми, которые будут постоянно напоминать о ДТП. Что же касается родственников, то их можно предупредить, что данная тема на время закрыта и что не стоит ее постоянно обсуждать. Если же в такую ситуацию попадают близкие, то их нужно поддерживать и оказывать психологическую помощь. Это поможет человеку избавиться от страха снова попасть в аварию. Чтобы узнать, как снять напряжение и стресс самостоятельно, можно вставить этот запрос в поисковик и найти статьи об этом.

    На автомобильный транспорт приходится львиная доля аварий - до 80%, согласно мировой статистики. Среди водителей принято обсуждать сложность ремонта, ущерб и юридические аспекты (кто виноват, как вести себя на суде) аварии. И при этом забывают о психологических травмах. А зря. Ведь даже мелкая авария может существенно повлиять на водителя - многие после ДТП панически боятся не только садиться за руль, но даже ездить в качестве пассажира. Кроме того, такая травма может привести к проблемам в семейной жизни и работе.

    «Сегодня » с помощью специалистов центра контраварийной подготовки «Корда Профи» и центра практической психологии «Имаго» выяснила, как пережить стресс с минимальными потерями.

    СИНДРОМ ФРОНТОВИКА

    В литературе по психиатрии часто используют словосочетание «афганский синдром» (впервые оно стало фигурировать после обследования ветеранов войны в Афганистане). Оно означает постоянное чувство угрозы для жизни, страх смерти, боли, излишняя подозрительность, навязчивые идеи. Медицинское название - посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Несмотря на то, что водители, попавшие в ДТП, в подавляющем большинстве случаев никогда не были на войне, очень часто они испытывают свойственные военным синдромы. «После аварии прошел уже год, а я когда сажусь за руль, ощущаю спиной и затылком опасность, даже когда на дорога пустая. Я прямо чувствую, что вот-вот снова попаду в ДТП», - делится своей проблемой водитель Алексей М. из Киева.

    Такого рода расстройство, если не обратиться за помощью к психологу, может привести к серьезным проблемам. Так, психотерапевт Татьяна Назаренко рассказала про пациента, который дошел до того, что стал бояться садиться в транспорт вообще. При этом стал раздражительным и агрессивным, что привело к проблемам в семье. Другой пациент стал излишне суеверным и испортил отношения с близкими людьми - ему казалось, что его сглазили завистники.

    «Часто стресс пытаются лечить водкой или таблетками. Буквально за год такой «терапии» к ПТРС прибавится зависимость и проблемы со здоровьем», - говорит эксперт.

    Во-первых, ни в коем случае нельзя долго корить себя за аварию - вы действовали согласно тем знаниям и навыкам, что у вас были на тот момент. Во-вторых, нужно осознать, что страх - естественная реакция организма, вызванная инстинктом самосохранения. И если человек уже побывал в ДТП, когда угроза его жизни и/или здоровью (в том числе и психическому) была ощутима, то организм как бы пытается не допустить ее повторения. И перед водителем стоит задача уговорить самого себя в том, что в случае повторения аварийной ситуации вы сможете выйти из нее. Для этого нужно прокрутить несколько раз ее в голове (рассматривая ситуацию со стороны так, как будто смотрите видеозапись), а затем обсудить с опытным водителем либо инструктором одного из центров повышения квалификации водителей. Это позволит понять, каких навыков управления авто не хватило, изучить их на закрытой площадке (где бояться нечего) и отработать до автоматизма - чтобы при возникновении опасности сработал условный рефлекс.

    ОГРАДИТЕСЬ ОТ КРИТИКИ

    Попавшим в ДТП водителям-новичкам (особенно женщинам) очень часто близкие, сами того не осознавая, прививают комплексы - говорят обидные слова либо демотивируют фразами вроде «я же говорил», «тебе еще рано», «не твое» и тому подобное (в том числе с использованием ненормативной лексики). Такого рода информационная обработка, пусть и из лучших побуждений, способна ввергнуть человека в депрессию. Кроме того, она опасна в том случае, если водитель все-таки рискнет сесть за руль, сказанные фразы способны настроить на новую аварию. Поэтому лучше сразу договориться с родственниками и друзьями не обсуждать эту тему. А если в ДТП побывал кто-то из ваших близких, окажите ему максимальную психологическую поддержку. Ведь, по словам опрошенных нами экспертов, чем быстрее после аварии человек снова начинает водить, тем легче ему избавиться от страха снова попасть в аварию.

    КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПОСЛЕ ДТП: 5 СОВЕТОВ

    1. Отдохните. Даже если ДТП незначительное (мелкие царапины), лучше в этот день не планировать поездок, а передохнуть. Даже при мелкой аварии у человека выделяется адреналин и нужно дать организму время прийти в норму.

    2. Настрой. Что ни делается - то к лучшему. Возможно, ангел-хранитель позволил попасть вам в небольшое ДТП для того, чтобы вы не попали в крупную аварию в этот же день. К тому же опыт всегда постигается путем проб и ошибок.

    3. Взгляд со стороны. Проанализируйте аварию, но представляя, что за рулем находитесь не вы, а кто-то другой.

    4. Помощь специалистов. Если стресс не проходит сам по себе, поможет только психолог. А дополнительные знания и правильные навыки вождения можно закрепить лишь с помощью профессионального инструктора. Советчик-сосед может только усугубить ситуацию.

    5. Сроки. Уже через несколько дней после ДТП желательно снова сесть за руль. Пусть это даже будет авто инструктора. Иначе навыки быстро потеряются, что усугубит страх.

    Трое героев из Владивостока рассказывают о том, как попали в ДТП и выжили

    Текст: Мария Володина
    Фото: из архива героев

    17 октября 2016 года трое молодых спортсменов выехали на арендованной машине из Владивостока в сторону Красноармейского района. На развилке «Арсеньев-Хабаровск» в 05:30 утра водитель не справился с управлением, а машина улетела в кювет. Она совершила три боковых переворота и врезалась в дерево. «Вл3000» попросил участников аварии рассказать о своем опыте, а спасателя и психолога - его прокомментировать.

    В ночь на 17 октября водитель микроавтобуса Toyota Voxy ехал с тремя пассажирами на север Приморского края. В точку назначения необходимо было приехать к полудню (ребят ждали с образовательной программой), поэтому из Владивостока выехали в 03:00 ночи.

    На пассажирском месте рядом с водителем сидел Алексей*, сзади лежал Константин, Максим разместился на втором ряду задних сидений. В 05:30 утра водитель отвлекся на навигатор, потерял бдительность и не справился с управлением.

    Откинув спинку сидения, Алексей дремал, но проснулся, услышав встревоженный голос водителя. На скорости машину развернуло и унесло боком в кювет, автомобиль успел сделать три полных оборота, пока не врезался в дерево.

    Алексей: «Машину несло по гравийке и поворачивало боком, на размышление было не больше трех секунд. Я схватился обеими руками за поручень, поджал голову, напряг все тело в ожидании удара. Первый удар прогремел, когда машина слетела в кювет, наполненный водой. Автомобиль опрокинулся на бок и начал крутиться. Оглушительные удары сыпались со всех сторон, по салону лететало битое стекло, грязь и вода.

    Ремень безопасности позволил мне сохранить тело сгруппированным, не вылететь из окна и остаться без серьезных травм. Как я сообразил сгруппироваться? Таким образом я приготовился к удару. Думаю, мне помог опыт и реакция, выработанная при занятиях спортом».

    После первых ударов несколько стекол выбило, а при одном из оборотов в окно вылетел Константин.

    Константин: «Я помню абсолютно все, от начала и до конца. Так ясно, как будто это было сегодня. Перед вылетом я почувствовал резкий заход в поворот, давление в сторону, жесткий удар. Машину начало крутить, а буквально на втором обороте меня выкинуло из бокового окна. Пролетев метров шесть, я приземлился в кустах. В момент самого полета не было ничего, что обычно показывают в фильмах. Мысли были спокойными и ясными, а время длилось медленней, чем могло показаться со стороны, - удар о землю… и тишина.

    После первого удара не было ни единой мысли, чтобы сгруппироваться или схватиться за что-то. Наоборот, я расслабился и отпустил все, что происходило в этот момент. Я чувствовал, как стекла и вещи переворачиваются и бьются о меня. Инстинкт самосохранения сработал так, что тело было полностью расслаблено - видимо, поэтому я и отделался легкими повреждениями».

    На заднем сидении непристегнутый лежал еще один пассажир, он сразу получил несколько ударов по голове.

    Максим: «Я не видел, что происходило, но практически сразу понял, когда мы выехали на гравий, что сейчас нам пипец. Вращаться через голову мне не привыкать, но тут немного другое. Первые мысли были такими: “Вот черт, быть такого не может, я, наверное, все еще сплю. Я же должен в Красноармейский район ехать, как же глупо будет так умереть”.

    Как вообще тело себя повело, не могу вспомнить, но потом еще долго болели мышцы пресса, спины, плечи и бедра. Возможно, в стрессовой ситуации они были в перенапряженном состоянии. После остановки я понимал, что надо вылезать, но никак не мог вспомнить, куда мы ехали и зачем, кто рядом и почему я вообще не дома».

    После того, как машина уперлась в дерево, Алексей пришел в себя, провел перекличку: «Макс, Сергей, Костя, все живы, переломы есть, двигаться можете?» Когда убедился, что все целы, то позвонил во Владивосток своей коллеге и попросил забрать их из Спасска.

    Когда парни по очереди отозвались, я уже вылезал из машины и дико радовался тому, что все целы. Легкие ушибы мягких тканей, царапины на лице, ссадины - это чудо! Такой день называют вторым днем рождения. Впервые в жизни я был так близок к нелепой смерти. Эти три оборота, словно замедленная съемка, отпечатались в моей голове».

    Алексей с водителем стали вытаскивать из перевернувшейся машины все вещи. Ехавший позади автомобиль остановился и осветил фарами место происшествия.

    Константин: «Когда я приземлился и стало тихо, кто-то из ребят спросил: “Все живы?”. Я сразу встал. В глазах сначала была небольшая пелена, но через несколько секунд все развеялось, и я понял: мы разбились! Я стоял босиком, в боку чувствовалась небольшая боль, а голова была вся в грязи. Меня очень беспокоило, не пострадал ли кто. К счастью, все обошлось.

    Сказать честно, выехав из города в три часа ночи, я сказал себе, что утром напишу и пожелаю доброго утра одной очаровательной девушке. Чтобы она, возможно, улыбнулась, и ее день начался с этой улыбки. И вот, после ударов, кручений, полета и падения, я встал, убедившись, что все живы, нашел в кустах свой телефон и отправил ей сообщение. Эта мысль даже тогда не выходила у меня из головы. Уже после этого мы начали искать и собирать все свои вещи, которые раскидало по земле.

    Спустя время я все больше и больше удивляюсь тому, что после всего, что произошло, из травм у нас только небольшие порезы, царапины и ушибы, и никакого сотрясения».

    Несколько раз рядом останавливались проезжавшие мимо машины, водители интересовались, все ли в порядке и не нужна ли помощь. Кто-то из них позвонил в полицию и сообщил о ДТП.

    Максим: «Когда я вышел из машины, меня начало сильно трясти, ребята сразу дали мне три куртки. Частично мы упали в болото, были все мокрые, но трясло меня, кажется, вовсе не из-за холода. Пришло понимание, что любой из нас мог остаться покалеченным или умереть. И хотя я вспомнил, куда мы едем, не мог прийти в себя еще на протяжении получаса.

    В голове был полный беспорядок: у меня столько планов на эту неделю, теперь надо все переносить, но среди них есть несколько значимых вещей. Еще я должен был сказать что-то важное, а ведь мог умереть и все… Господи, да у меня же дома жена с ребенком, как она его без меня подымала бы? И чувство бесконечной усталости - почему все так сложно, неужели нельзя для счастья жить проще, без таких сложных схем?».

    Алексей позвонил знакомым в Спасск-Дальний, вызвали эвакуатор. Скоро после аварии приехала бригада ДПС. Максим немого хромал, но скорую вызывать не стали. Примерно в 9 утра парни уже ехали в больницу. К тому времени адреналин отошел, Максим почувствовал сильную боль в спине и опасался за внутренние органы. Все кости оказались целы, анализы в норме - отделался сотрясением, ушибами и растяжениями.

    Алексей: «Я представил, что было, если бы я погиб. Как расстроилась бы моя мама, отец и брат, как бы я подвел ребят и девчонок, которые у меня тренируются. А как же те районы, куда мы только собираемся поехать? Я вспоминал самые ценные моменты жизни: кому помог, на кого повлиял, куда тратил отведенное мне время и еще раз четко убедился, что материальное ничего не значит, когда речь идет о жизни и смерти. Я то улыбался, радуясь спасению, то грустил, вспоминая близких. Я сделал фото, на котором улыбаюсь, таким я себе нравлюсь больше».

    Что говорят спасатели

    Любое ДТП - это тяжелое физическое и психологическое испытание. Важно правильно вести себя в экстренной ситуации и уметь восстанавливаться после происшествия.

    Сергей Удовик, спасатель Владивостокской городской поисково-спасательной службы (МКУ «ВГПСС»): «Первым делом нужно заглушить машину, если она работает, и вызвать “Скорую помощь”. Сотрудники “Скорой” сами сообщат о ДТП спасателям, пожарным и полиции. Дальше - проверить, находятся ли пассажиры в сознании, понять, у кого есть травмы. Самое главное - прослушать дыхание и остановить кровь. Пульс слушать нужно, но это не так эффективно, как дыхание - вы можете принять за чужое свое собственное сердцебиение.

    Если человека зажало чем-либо, ни в коем случае нельзя его доставать, так можно только сильнее навредить. Это же касается фиксации сломанных частей тела: оказывать помощь можно только в том случае, если вы это умеете. Помните, что за все неправильные действия вы можете понести ответственность.

    Проверьте, возможно ли возгорание машины (недавно о предотвращении возгорания написали VL.ru). Если ничего не угрожает, то человека лучше не вытаскивать и сначала привести в сознание, а если машина начинает дымиться и гореть, то здесь уже главное - успеть всех вытащить. По возможности нужно скинуть клеммы с аккумулятора и поставить машину на ручной тормоз или что-то подложить под колеса, чтобы она не поехала».

    Альбина Яковенко, клинический психолог: «После ДТП дайте себе время на восстановление: не садитесь за руль, передвигайтесь тем транспортом, в котором вы чувствуете себя в безопасности, ходите пешком.

    Когда вы учились водить машину, то первое, что делали, - это садились на водительское кресло и привыкали к габаритам, чувствовали машину. Проделайте то же самое. Сядьте в кресло, расслабьтесь, закройте глаза и вспомните самые приятные моменты в вашей жизни - первое свидание, получение желанного подарка, день, когда вы впервые выехали на дорогу и поняли, что машина вас слушается. Постарайтесь еще раз пережить свои ощущения. Запустите двигатель только тогда, когда почувствуете, что паники нет. На это может уйти несколько дней.

    Сначала не спешите уезжать далеко от дома. Почувствуйте машину, попытайтесь с ней договориться, понажимайте педаль тормоза, поверните влево, вправо. Вы должны видеть и понимать, что машина вам не враг, она вас слушается.

    Как только почувствовали, что вам комфортно, можете выехать на оживленную дорогу. Следите за своим состоянием и ощущениями. При появлении страха и недомогания не паникуйте, сверните на обочину, успокойтесь. Если все прошло - езжайте дальше по своим делам, если нет - вернитесь на стоянку.

    Совершайте каждый этап без спешки и насилия над собой. Если у вас не получилось справиться в течение двух-трех недель, то обратитесь к психологу. Он подберет программу и упражнения, помогающие именно вам, главное - не оставляйте все, как есть. Чем дольше вы не обращаетесь за помощью, тем сложнее будет выходить из состояния травматизации».

    На автотранспорт приходится львиная доля аварий – до 80%, согласно мировой статистике. Среди водителей принято обсуждать сложность ремонта, ущерб и юридические аспекты аварии: кто виноват, как вести себя на суде и т. д. При этом никто не озвучивает психологические травмы. А зря. Ведь даже мелкая авария может существенно повлиять на водителя – после ДТП многие панически боятся не только садиться за руль, но даже ездить в качестве пассажира. Кроме того, такая травма может привести к проблемам в семейной жизни и работе.

    «Сегодня» с помощью специалистов центра контраварийной подготовки «Корда Профи» и центра практической психологии «Имаго» выяснила, как пережить стресс с минимальными потерями.

    Синдром фронтовика

    В литературе по психиатрии часто используют словосочетание «афганский синдром» (впервые стало фигурировать после обследования ветеранов войны в Афганистане). Оно означает постоянное чувство угрозы для жизни, страх смерти, боли, излишняя подозрительность, навязчивые идеи. Медицинское название – посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Несмотря на то, что водители, попавшие в ДТП, в подавляющем большинстве случаев никогда не были на войне, очень часто они испытывают свойственные военным синдромы. «После аварии прошел уже год, а я когда сажусь за руль, ощущаю спиной и затылком опасность, даже когда дорога пустая. Я прямо чувствую, что вот-вот снова попаду в ДТП», – делится проблемой водитель Алексей М.

    Такого рода расстройство, если не обратиться за помощью к психологу, может привести к серьезным проблемам. Психотерапевты вспоминают пациента, который дошел до того, что стал бояться садиться в транспорт вообще. При этом стал раздражительным и агрессивным, что привело к проблемам в семье. Другой пациент стал излишне суеверным и испортил отношения с близкими людьми – ему казалось, что его сглазили завистники.

    «Часто стресс пытаются лечить водкой или таблетками. Буквально за год такой «терапии» к ПТРС прибавится зависимость и проблемы со здоровьем», – говорят эксперты.

    Путь к автореабилитации

    Во-первых, ни в коем случае нельзя долго корить себя за аварию – вы действовали согласно тем знаниям и навыкам, что у вас были на тот момент. Во-вторых, нужно осознать, что страх – естественная реакция организма, вызванная инстинктом самосохранения. И если человек уже побывал в ДТП, когда угроза его жизни или здоровью, в том числе психическому, была ощутима, то организм как бы пытается не допустить ее повторения. Перед водителем стоит задача уговорить самого себя в том, что в случае повторения аварийной ситуации вы сможете выйти из нее. Для этого нужно прокрутить несколько раз ее в голове (рассматривая ситуацию со стороны так, будто смотрите видеозапись), а затем обсудить с опытным водителем либо инструктором одного из центров повышения квалификации водителей. Это позволит понять, каких навыков управления авто не хватило, изучить их на закрытой площадке (где бояться нечего) и отработать до автоматизма – чтобы при возникновении опасности сработал условный рефлекс.

    Оградитесь от критики

    Попавшим в ДТП водителям-новичкам (особенно женщинам) близкие, сами того не осознавая, часто прививают комплексы – говорят обидные слова либо демотивируют фразами вроде «я же говорил», «тебе еще рано», «не твое» и тому подобное (в том числе с использованием ненормативной лексики). Такого рода информационная обработка, пусть и из лучших побуждений, способна ввергнуть человека в депрессию. Кроме того, она опасна в том случае, если водитель все-таки рискнет сесть за руль, сказанные фразы способны настроить на новую аварию. Поэтому лучше сразу договориться с родственниками и друзьями не обсуждать эту тему. А если в ДТП побывал кто-то из ваших близких, окажите ему максимальную психологическую поддержку. Ведь, по словам экспертов, чем быстрее после аварии человек снова начинает водить, тем легче ему избавиться от страха снова попасть в аварию.

    1. Отдохните. Даже если ДТП незначительное (мелкие царапины), лучше в этот день не планировать поездок, а передохнуть. Даже при мелкой аварии у человека выделяется адреналин и нужно дать организму время прийти в норму.

    2. Настрой. Что ни делается — то к лучшему. Возможно, ангел-хранитель позволил попасть вам в небольшое ДТП для того, чтобы вы не попали в крупную аварию в этот же день. К тому же опыт всегда постигается путем проб и ошибок.

    3. Взгляд со стороны. Проанализируйте аварию, но представляя, что за рулем находитесь не вы, а кто-то другой.

    4. Помощь специалистов. Если стресс не проходит сам по себе, поможет только психолог. А дополнительные знания и правильные навыки вождения можно закрепить лишь с помощью профессионального инструктора. Советчик-сосед может лишь усугубить ситуацию.

    5. Сроки. Уже через несколько дней после ДТП желательно снова сесть за руль. Пусть это даже будет авто инструктора. Иначе навыки быстро потеряются, что усугубит страх.

    Вверх — Отзывы читателей (1) — Написать отзыв — Версия для печати

    а некоторые негодяи после совершения ДТП со смертельным исходом продолжают через 20 дней гонять на уже новой машине, получая очередные штрафы за превышение скорости



    Выскажите своё мнение о статье

    Имя: *
    E-mail:
    Город:
    Смайлики:

    Опасения, переживания, страх… Чувства, знакомые всем, кто когда-либо попадал в автомобильную аварию - водителям и пассажирам авто

    Опасения, переживания, страх… Чувства, знакомые всем, кто когда-либо попадал в автомобильную аварию — водителям и пассажирам авто. По-научному эти состояния называются поставарийным синдромом. Как с этим жить, как бороться? Проконсультировать по этому вопросу согласился доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования министерства здравоохранения и социального развития РФ Владимир Сергеев.

    — Перечисленные состояния вполне поддаются терапии. Поэтому для начала водителю, пережившему ДТП, неплохо бы посетить врача-психотерапевта, откинув в сторону боязнь, связанную с традиционным для нашей страны представлением о таких специалистах.

    Итак, поставарийный синдром. Это стрессовое расстройство, психическая травма. Бывает, сам человек не пострадал, поврежден только его автомобиль, но водитель все равно испытывает постоянно тревогу, испуг. Он боится встречных и проезжающих мимо автомобилей, его все раздражает, напрягает сам процесс вождения…

    Здесь требуется лечение лекарственными препаратами, психотерапией и на какое-то время полное прекращение вождения транспортного средства.

    Почему нельзя водить? Напряженность водителя, неизбежная в такой ситуации, уменьшает скорость реакции. Более того, реакция может быть неадекватной. Приведу пример. Один мой приятель пошел на скорости на рисковой обгон. С машиной, которую обгонял, немного соприкоснулся, его «чиркнуло», развернуло, а после вынесло на встречную полосу. Навстречу — автомобиль.

    Но, слава богу, машину приятеля продолжало нести неведомой силой. Он оказался в сугробе (дело было зимой). Пострадала лишь машина.

    Вроде бы отделался легким испугом. Но! Заработало психическое расстройство. У него ухудшился сон. Потом рассказывал: только закрою глаза, в мельчайших подробностях предстает эта картина, наваждение просто…

    Что тут можно порекомендовать? Во-первых, ситуацию следует детально проанализировать. Мы вместе с приятелем разобрали все его ошибки и попытались понять мотивацию других водителей. Он прочувствовал свою долю вины. Пришел к выводу: не следовало торопиться. Лучше было переждать, не идти на обгон. Однако он понадеялся, что пронесет, поскольку и раньше допускал подобные нарушения, и ничего не происходило.

    Он не принял во внимание, что на дороге может быть лед, припорошенный снегом, зимой вообще-то скользко, на дорогу может выскочить со стороны непредусмотренный автомобиль. Плюс он осознал, что намеренно нарушил правила дорожного движения, и это начало входить у него в систему. Но рано или поздно расплата должна была свершиться.

    Мой приятель на время перестал управлять автомобилем. Тем более машина требовала ремонта. После починки он продал эту машину. И правильно поступил! Потому что вместе с утратой «невезучего» автомобиля заметно ослабели его негативные воспоминания. В итоге за руль он сел только спустя полгода после аварии. После тщательной работы над сознанием, ликвидации страха и всех его последствий…

    И уже за руль нового автомобиля.

    Конечно, полгода — срок индивидуальный. У кого-то поставарийный синдром длится меньше. Но за руль следует садиться лишь тогда, когда страх преодолен: водитель с ним справился (не сам, так с помощью доктора). После перерыва следует попробовать поводить сначала где-нибудь на пустыре, чтобы полностью восстановить все водительские навыки.

    Если же будете ездить, пытаясь пересилить себя: преодолевая боязнь, испытывая напряжение, будете вредить себе, последовательно разрушая свой организм. Может давление подскочить, усталость будет ощущаться острее, чаще и в большем объеме, может произойти нарушение сна, как это было у моего знакомого. Поэтому стоит действительно отдохнуть, попринимать успокаивающие лекарства с тем, чтобы полностью восстановиться.

    После аварии может возникнуть психическое расстройство — так называемая эмоциональная анестезия. Человек внешне может выглядеть спокойным, но на самом деле он ощущает потерю интереса к прежним занятиям, тревогу, испытывает чувство отдаленности от других людей, у него возникает заторможенность, вплоть до ступора. Или, наоборот, его преследуют унижение, злоба, стыд.

    Человек бесконечно корит и винит себя, все время прокручивает в сознании пережитую ситуацию.

    Это тоже неправильно, должен быть предел. Надо, повторяю, осознать степень своей вины, разобрав ситуацию в деталях: может ведь быть и такое, что не только ты был не прав, но и другие участники движения. Признайте свою ошибку и сделайте выводы на будущее. Дабы подобное не повторилось впредь!

    Некоторые, чтобы успокоиться, начинают пить. Это большая иллюзия. Алкоголь не снимает стресс. Он отключает эмоциональную остроту на какое-то время, но как только воздействие алкоголя заканчивается, все ваши неприятные ощущения возвращаются и, что самое неприятное, с новой силой. Человек выпивает еще и еще раз, разрушая свой организм, а вопросы загоняет вглубь, не решая их.

    В итоге к существующим проблемам добавляет еще одну — алкогольную зависимость. Это неверный путь.

    Какой вывод можно сделать из сказанного? На дороге возможны непредсказуемые ситуации. Не нарушайте правил дорожного движения, и вам удастся сохранить свои нервы. Но если все же вы попали в аварию, не ждите, что психологические проблемы пройдут сами собой, решайте их с помощью специалиста.

    Татьяна, 35 лет, водительский стаж шесть лет:
    — Года два назад попала в ДТП: правое зеркало на моей машине снесла грузовая «газель», когда слишком близко проезжала мимо. В принципе, пустяк. Но через полгода ситуация повторилась с точностью до ста процентов! Тоже правое зеркало, тоже грузовая «газель»...

    Вот с тех пор я стала панически бояться «газелей». Как только вижу их на дороге в непосредственной близости от моей машины, сразу руки мелкой дрожью трясутся...

    Андрей, водитель «тойоты»:
    — Через 17 безаварийных лет у меня произошла-таки одна авария: сошлись с «крестником» возле перекрестка. Но никаких таких «эмоций» не было. Я даже не вспотел! Только досада за машину.

    И «крестник», кстати, тоже был адекватен, хотя я ему всю арку заднего колеса на «двенадцатой» в салон отправил, а себе только крыло помял. Но он сам был виноват, у него было как минимум три возможности избежать этой аварии.

    Катя, 25 лет:
    — Я разбила машину друга. Авария не выходит у меня из головы, я не могу спать, за руль своей машины сесть не могу... Страх и паника. А еще сестра все время говорит, чтобы я не садилась за руль, что я умру за рулем, что мне не дано водить!

    Мой молодой человек, напротив, не винит меня в аварии, не винит в том, что я разбила его машину, и настаивает, чтобы я не бросала водить... Они оба очень сильно давят на меня. Как быть, как бороться... Понимаю, что не справляюсь со страхами и проблемами сама.

    Лариса Пономаренко, пешеход:
    — Я ничего подобного не переживала, но с моими знакомыми происходил не один несчастный случай, и их поведение после этого было абсолютно непредсказуемо. Часто осознание свершившегося приходит лишь спустя некоторое время.

    Подготовила ТАТЬЯНА ЛОРОВА

    Выбор редакции
    Окутано множеством слухов.Благодаря его дешевизне, а также воздействию СМИ, большинство полагает, что оно является очень вредным и...

    Итак, предыдущая страница завершила наше знакомство с двумя, без сомнения, выдающимися истребителями четвертого поколения. Как легко...

    Если вы находитесь в поисках удобной и практичной обуви для повседневной носки, вам стоит присмотреться к слипонам. Это некий аналог...

    Согласно новейшим исследованиям, чтение задействует большинство высших зон мозга – иными словами, это лучшее упражнение для его...
    Можно ли ждать правильного выполнения намаза от мужчин, недавно принявших Ислам, если даже уроженцы мусульманских стран и регионов далеко...
    С самого детства мы рисуем для себя четкую картинку счастливой семьи – жена, муж и дети. Никто не хочет в одиночестве дожидаться старости...
    Общение с клиентом тонкая наука, контактный персонал оставляет самое важное впечатление клиента о компании. Если общение с вашим...
    Он привык глубоко переживать свои чувства и любовь для него становится одной из важных целей в его жизни. Он очень романтичен, внимателен...
    Вы испробовали разные диеты, а они не дали ожидаемого эффекта? Вы поняли, что «таблетки для похудения» не принесут вам пользы, а являются...