Слова на словосочетание жи ши. Диктанты с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности


Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

(Из сборника «Занимательная грамматика»)

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Столяру хорошо,

А инженеру - лучше,

Я бы строить дом пошёл -

Пусть меня научат.

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Хороший дом, большущий дом

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нём

Удобно и просторно.

(Б. Маяковский)

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

(С. Михалков)

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домиков,

столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

жужжит, как пчела. (Самолёт)

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

ПОСЛОВИЦЫ

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком - торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.

НА РЫБАЛКЕ

Мой папа любит рыбалку. Он часто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

ЖИВОЙ УГОЛОК

В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.

1. У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)

2. Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Око­ло цветов шипы. (8)

3. У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)

4. Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё пада­ют. (14)

5. У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ков­шик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)

6. У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит. (14)

7. У реки камыши. Хороши камыши! Там пуши­стые малыши утята. (9)

8. Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)

9. Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите друж­бой. (17)

10. Птицы высиживают яйца. А гадюки рожда­ют живых детёнышей. Этим змейкам толь­ко один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты! (21)

11. Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Бе­регитесь, пушистые мыши! (29)

12. Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает. (30)

13. У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин! (31)

14. Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)

15. У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено. (22)

16. Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вер­шины сосен пушисты. На них снежинки. (20)

17. На наших участках живут ежи и рыжие бел­ки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешит в убежище. Ёжик сидит в шиповни­ке и шипит. А вон пушистый бельчонок ска­чет через душистые ландыши. (32)



18. Нарвалы - это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

19. Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от хо­лода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)

20. У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)

21. У Серёжи Шишина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)

22. Что за детёныши? Они живут в лесу. У ма­лышей ноги большой длины. Большие и ши­рокие уши. Это лосята. (19)

23. Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в ка­мыши. (30)

24). Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пу­шинка лежит у конуры. Наша Пушинка слу­жит людям. Она сторожит двор. (27)

25. На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У драко­на большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружи­ем. Дракон убежит. (28)

26. Носороги - крупнейшие животные. Оружие носорога - рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на живо­те или на боку. Эти животные долго живут. (26)

27. Живёт барс высоко в горах. Мать малень­ких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают. (37)

28. Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз. (23)

29. Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Ско­ро ужин. Карлсон спускает Малыша с кры­ши. (31)

Слова с сочетаниями ЧА, ЩА

1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пи­щат зайчата. (15)

2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У вол­ков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галча­та и скворчата. (15)

6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашеч­ку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ве­тер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хвата­ют беднягу за хвост и за уши. (23)

12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часо­вой не обращает внимания. (30)

13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко - это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может на­чаться дождь. Крольчата бегут домой. Тем­нота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обе­щают приходить почаще. (32)

17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечи­ки. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный ар­тист! Мы попрощались со скрипачами. Ког­да мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша ов­чарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по до­щатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

Слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу пра­вило. (10)

2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кру­чу его в руках и тащу в дом. (17)

6. Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уп­лыл по речушке Щуре. (35)

8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной. (17)

9. Я хочу поймать большую щуку. Закидывав удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вы тащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

11. Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в веч­ной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холо­дильнике. (27)

12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупаль­ца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опас­ность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чу­гунок. Стал чумазый. (37)

14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кон­чаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужест­ранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и став­лю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо приро­ды! (22)

18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане ло­пату. Каждому овощу я поищу место. При­тащу лейку с водой. В огороде поставлю чу­чело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

1. У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)

2. Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Около цветов шипы. (8)

3. У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)

4. Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё падают. (14)

5. У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ковшик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)

6. У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит. (14)

7. У реки камыши. Хороши камыши! Там пушистые малыши утята. (9)

8. Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)

9. Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите дружбой. (17)

10. Птицы высиживают яйца. А гадюки рождают живых детёнышей. Этим змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты! (21)

11. Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Берегитесь, пушистые мыши! (29)

12. Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает. (30)

13. У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин! (31)

14. Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)

15. У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено. (22)

16. Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вершины сосен пушисты. На них снежинки. (20)

17. На наших участках живут ежи и рыжие белки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешит в убежище. Ёжик сидит в шиповнике и шипит. А вон пушистый бельчонок скачет через душистые ландыши. (32)

18. Нарвалы - это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

19. Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от холода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)

20. У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)

21. У Серёжи Шишина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)

22. Что за детёныши? Они живут в лесу. У малышей ноги большой длины. Большие и широкие уши. Это лосята. (19)

23. Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в камыши. (30)

24. Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пушинка лежит у конуры. Наша Пушинка служит людям. Она сторожит двор. (27)

25. На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У дракона большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружием. Дракон убежит. (28)

26. Носороги - крупнейшие животные. Оружие носорога - рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на животе или на боку. Эти животные долго живут. (26)

27. Живёт барс высоко в горах. Мать маленьких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают. (37)

28. Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз. (23)

29. Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Скоро ужин. Карлсон спускает Малыша с крыши. (31)

  1. Повторить изученное правило: жи, ши пиши с гласной И.
  2. Закреплять умение видеть, слышать и применять правило на письме.
  3. Развивать орфографическую зоркость – умение видеть изученное правило в словах и применять его на практике.
  4. Развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики.
  5. Развивать внимание, память, мышление – умение обобщать, сравнивать.
  6. Развивать речь: обобщение словаря учащихся, умение правильно излагать свои мысли.
  7. Развивать самостоятельность.
  8. Воспитывать организованность, умение работать сообща, помогая друг другу, и в должном темпе.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование:

  • Вывеска “Бюро находок”.
  • Картинки к словам “машина”, “ежи”, “жираф”, “ножи”.
  • Письмо от пиратов, запечатанное треугольником.
  • 2 таблицы со словами на стенде.
  • Картинка “Кораблик”.
  • Таблички:
  • Карты плавания – таблицы со слогами и сочетаниями букв.
  • Карта необитаемого острова с 7 вёдрами с буквами И, Ы.
  • Плакат “Жи ви для людей, пожи вут и люди для тебя”.
  • Учебник Рамзаевой Т.А., 2-й класс.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
На меня все осмотрели.

– Урок русского языка. Открываем тетради… Что такое? А где же ваши тетради? И учебников нет! Что случилось? Ничего не понимаю! Что же делать?

II. Актуализация знаний.

– Кажется, я придумала, куда нам нужно обратиться, в “Бюро находок”. А вот и оно… Читаем хором вывеску (открывается заранее приготовленная и закрытая вывеска).

– Может быть, здесь знают, где нам найти наши тетради и учебники. Сначала выполним задание: на доске мы видим слова с пропущенными слогами. Какие слоги потерялись?

(По мере нахождения слогов приписываются розовым мелом.)

– Прочитайте получившиеся слова. Что между ними общего? (Орфограмма, ударение на второй слог)

– Найдите “лишнее” слово. (МАШИНА – ШИ, ЖИРАФ – ударная “А”, ЕЖИ – начинается на гласную).

– Объедините слова в две группы. (Одушевлённые – неодушевлённые, множественное число – единственное число, 2 согласных звука – 3 согласных звука (1 из них глухой)).

– Молодцы! И действительно ваши тетради находятся в “Бюро находок”. Вот они. (Раздаются).

III. Сообщение темы и целей урока.

– Давайте ещё раз повторим, какая орфограмма объединяет все слова на доске?

– Кто догадался, какая тема урока? (ЖИ – ШИ пиши с И).

– Что же мы будем делать на уроке? (Учиться видеть и слышать орфограмму в словах, применять правило при написании слов)

(На доске появляются таблички с темой и целью урока.)

IV. Пальчиковая гимнастика (подготовка к письму).

– В Бюро находок мне передали письмо. Давайте его прочитаем.

Мы захватили ваши учебники и не отдадим их. Вы никогда не научитесь грамотно писать.

Пираты с Острова Больших Неудач.

– Вот это да! Какие могут быть пираты в нашем городе, как они смогли пробраться в наш класс? Наверное, они приплыли на каком-то волшебном корабле. Давайте и мы, сделаем “лодочки” для нашего путешествия – приготовим наши руки для письма.

Две ладошки прижму

(соединить лодочкой

И по морю поплыву

и выполнять волнообразные движения)

Две ладошки, друзья,

(показать ладошки)

Это лодочка моя.

(снова “лодочка”)

Паруса подниму,

(поднять, выпрямив, ладошки вверх)

Синим морем поплыву

(волнообразные движения рук

А по бурным волнам

вместе и попеременно)

Плывут рыбки тут и там.

V. Оформление тетради. Минутка чистописания.

– Лодочки в порядке. А вы готовы спасать свои учебники? Тогда в путь! Открываем тетради.

– Минутка чистописания (ЖИ ШИ ЖИ ЖИ ШИ ШИ …)

– Продолжи ряд, соблюдая закономерность.

VI. Повторение изученного правила.

– Ребята, давайте проверим, все ли лодочки плывут правильным курсом? А для этого вам понадобятся карты плавания. (Таблицы со слогами). На них вы видите различные сочетания букв. Красным карандашом обведите только сочетания ЖИ и ШИ. Первый слог я вам уже обвела. Задание понятно?

– Сколько сочетаний ШИ вы обвели? (4)

– Сколько сочетаний ЖИ вы обвели? (3) Молодцы!

– Все лодочки плывут правильным курсом, наверно, уже скоро мы приплывём на остров Больших Неудач, где находятся пираты с нашими учебниками. А пока мы плывём, можно поиграть. Игра называется “Угадай и запиши последнее слово”. Я читаю стихотворение, вы угадываете последнее слово, и мы все вместе записываем его в тетрадь.

Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
И понять не может мишка,
Отчего над ухом … (шишка ) (Подчеркнуть орфограмму)

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф )

Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в … (кувшин )

Лежебока – рыжий кот
Отлежал себе … (живот )

– Напомните, пожалуйста, с каким правилом мы сегодня работаем? Все вы знаете это правило. А … даже знает стихотворение с нашим правилом.

– Внимательно прослушайте стихотворение, постарайтесь запомнить слова с ЖИ и ШИ.

Как напишешь ЖИ и ШИ?
Мне решительно скажи !
Лужи , жимолость , ежи,
Мыши
, лыжи , камыши ,
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши ! (9 слов)

– Запишем слова, которые вы запомнили, в тетрадь. (Коллективная работа)

Физкультминутка.

– Молодцы! Наш путь продолжается. Море спокойное, а вокруг рыб видимо – невидимо. Встаньте все на ножи, отдохнём немножко.

Рыбки плавали, ныряли (Движения как при плавании )

В чистой, тёпленькой воде (Перебирают пальчики )

То сожмутся, разожмутся, (Съёжился, выпрямил спину – грудь вперёд )

То зароются в песке. (Приседают в комочек )

VII. Упражнение на правописание слов с ЖИ и ШИ.

– Вот мы и приплыли на остров Больших неудач. Странно, но здесь никого нет. Где же пираты?

– Под пальмой что-то начерчено на песке, давайте скорее прочитаем.

(Снимается белый лист, под которым напечатано на доске:)

Вы умные и трудолюбивые. Вы победили. Учебники под пальмой.

– Ну что ж, ребята, сражаться ни с кем не пришлось. Оно и к лучшему. Зачем нам бои и сражения, ссоры и вражда? Гораздо лучше жить в мире и согласии друг с другом. А учебники вернулись к нам благодаря нашим знаниям. И это прекрасно! А нам пора обратно в класс. Но что такое? Я вижу, что в наши лодки просачивается вода. Как же нам спастись? Что делать? (может быть, кто-то из детей заметит на острове “вёдра”, предложит вычерпать воду вёдрами)

– Обратите внимание, что вёдра не простые, а с буквами. Вычерпывать воду мы будем, выполняя упр. 58 (с. 35, учебник Рамзаевой Т.А., 2-й класс)

  • Читаем задание;
  • Работу построим следующим образом:
  1. Читаем слово из учебника;
  2. 1 ученик выбирает “ведро” с нужной буквой, садится за парту, диктует слово, обозначает ударение.

– Писать надо быстро, аккуратно, без ошибок. Только тогда спасем наши лодки от затопления. Последние два слова запишите самостоятельно, подчеркните букву, поставьте ударение.

– На какие две группы можно разделить слова? (ЖИ – ШИ, слова-предметы – слова-действия, 2 слога – 3 слога)

– Какое слово лишнее? (лыжи – ударение на 1-й слог)

– Почему на острове остались неиспользованные вёдра? (с буквой Ы)

VIII. Дополнительная физкультминутка.

– Ну что ж, пусть они там и остаются, а мы с вами будем убирать воду из лодок, напевая весёлую песенку:

Нам пираты навредили, (Покачивания с недовольным видом )
Дно у лодок просверлили (Вращения руками по спирали вниз )
Вёдра с буквой И возьмём (“Выливание” воду за борт )
И водицу уберём.
Дно починим, поплывём. (Руки согнуты в локтях, вращения как вёслами)
Дно починим, поплывём.
Вот наш класс.

IX. Домашнее задание.

– Давайте прочитаем пословицу на стенде:

Живи для людей, пожи вут и люди для тебя.

– Как вы её понимаете? (надо стараться помогать людям во всём, потом и люди нам помогут)

– Домашнее задание тоже будет связано с пословицами – упр. 55 (учебник Рамзаевой Т.А.,2 класс)

– Прочитайте задание. Объясните, что надо делать дома?

X. Заключительный этап.

Самостоятельная работа учащихся упр. 57 (запись предложений со словами на изученное правило).

XI. Итог урока.

– Итог урока подведёт …(имя ученика)

– Знаешь, как писать теперь?

Так ли думаешь? Проверь!

ШИ да ЖИ, ЖИ да ШИ

Если так хотел писать,

Получай отметку … (пять)!

(В награду – конфеты, в названии которых слова с сочетанием ЖИ или ШИ.)

Разделы: Начальная школа

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Закрепить знания учащихся о правописании сочетаний ЖИ и ШИ;
  2. Отрабатывать умение безошибочно писать слова с данными сочетаниями;
  3. Работать над развитием орфографической зоркости, внимания, логического мышления, памяти;
  4. Способствовать развитию речи учащихся, наблюдательности, умению четко выражать свои мысли.
  5. Воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету, аккуратность в работе.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитная доска, учебник, письмо с загадками, плакат– “каток”, “снежинки”, плакат – “сугроб”, словарь – “снежинка”, магнитофон.

Ход урока

l. Opг.момент (Самоопределение к деятельности. )

(Под музыку учитель читает стихотворение)

Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу;
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и снегу.

  • Какое время года описывается в стихотворении? (Правильно, зима).
  • Вот к нам в гости и пришла сегодня зима,
  • Хотя и пришла она к нам не с солнышком и хорошей морозной погодой, а с метелями, вьюгами и сильными морозами (или холодными дождями), можем мы сказать, что это плохая погода?
  • Нет, потому что у природы нет плохой погоды.
  • И, чтобы смягчить зиму и улучшить погоду, нам нужно выполнить все задания, которые она подготовила для нас.

Вы готовы?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1.Чистописание.

  • Закружилась метель. Ударил мороз и на стекле оставил узоры. Давайте постараемся их написать, но сначала внимательно посмотрим на них.
  • Какие же буквы там спрятались?
  • А какие звуки они обозначают? (Парные согласные по звонкости/глухости)
  • Чем они похожи? Что в них общего?
  • Какое буквосочетание составляет соединение элементов?
  • Почему это Ш и И? (Ш – состоит из 3х наклонных линий с закруглением внизу, а И – из 2х)
  • Подул сильный ветер и перемешал слова с буквами.
  • Найдите эти слова.

2. Словарная работа

  • Запишите слова. (Комментированное письмо).
  • Что общего в этих словах? (сущ., неодуш., жи, ши)
  • Какое слово лишнее? (Машина).
  • По какому признаку? (3 слога, ши)
  • Где в этом слове ошибкоопасные места?
  • Можно ли его проверить? (Нет, это словарное слово).
  • Подберите однокоренные слова. (Машинка, машинист, машинное масло), (это слова близкие по значению, с одинаковым корнем)
  • Поставьте ударение, подчеркните букву безударного звука.
  • Составьте предложение, используя слова машина, лужи, лыжи. Что такое предложение?
  • Например: Сегодня утром замерзли лужи.

  • Подчеркните подлежащее и сказуемое. Какое это предложение по цели высказывания?
  • Ребята, посмотрите на слова, из которых мы составляли предложения, и скажите, какая общая орфограмма встречается в этих словах?
  • Кто вспомнит, что такое орфограмма?
  • (Если звуковая форма слова не совпадает с буквенной, то в этом слове есть орфограмма)

    III. Постановка учебной задачи

    • А как вы думаете, над какой орфограммой мы сегодня будем работать? (ЖИ и ШИ пиши с буквой И)
    • Почему ЖИ и ШИ пишем с буквой И?
    • На этот вопрос мы должны попытаться сегодня ответить.

    IV. “Открытие” детьми нового знания.

    • Придумайте слово, состоящее из 1 слога, с данной орфограммой.
    • Сделаем звукобуквенный анализ слова ЖИЛ

    ЖИЛ – 3 буквы

    /ж ы л/-1 слог, 3 зв.

    /ж/– согл., тв, зв,парн, обозн.-“жэ”

    /ы/– гл., уд., обозн.-“и”

    /л/ – согл., тв.,сонор., непарн., обозн-“эль”

    • Почему же мы здесь пишем И? Ведь в этом слове 1 слог., ударный, слышим Ы, значит и пишем Ы? (Нет, писать будем И...). Правильно.

    А вот раньше, ребята, Ж и Ш были мягкими, а потом, в 13в. произошло отвердение шипящих звуков Ж и Ш, слова стали произноситься иначе /ЖЫЛ/, а написание сохранилось прежним – с буквой И.

    • Орфограммы в русском языке имеют своё обозначение.
    • Давайте с вами вспомним, как мы будем обозначать эту орфограмму.

    (И – одной чертой, т.к. это орфограмма; Ж, Ш – двумя чертами, т.к.это условие выбора)

    • Почему
    • после этих букв пишется И?

    V. Первичное закрепление

    .

    Знайте твердо жи и ши

    С буквой и всегда пиши:

    Мыши, ежики, ужи

    Лыжи, лужи, камыши.

    • Кто был внимательным, ответит мне на вопрос: “Какие слова я прочитала с сочетаниями жи и ши ?”

    Физ. минутка (для глаз)

    • Следующее задание подготовила зима и спрятала его в сугроб.

    Плакат с ЖИ и ШИ

  • Назовите слова с сочетанием ЖИ и ШИ.
  • А теперь запишите: 1в.– 3 слова с ЖИ
  • 2в.– 3 слова с ШИ

    • При этом вы должны помнить: “ЖИ, ШИ пишем с И”
    • Подчеркните сочетания с ЖИ И ШИ (сделать взаимопроверку)
    • Кто сделал все правильно?
    • Так как же пишутся сочетания ЖИ и ШИ?

    6. Работа с текстом. Развитие речи.

    • Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо.
    • От кого письмо, как вы думаете?

    (От зимы).

    В письме – загадки.

    Снег на полях,
    Лед на реках,
    Вьюга гуляет…
    Когда это бывает?

    и мой).

    Замечательный художник
    У окошка побывал,
    Отгадайте-ка, ребята,
    Окна кто разрисовал?

    (Мороз ).

    Прозрачен, как стекло,
    А не вставить в окно.
    Рыбам зиму жить тепло:
    Крыша – толстое стекло.

    (Лед ).

    Тихо, тихо он идет,
    Белый и лохматый.
    Мы расчистили его
    Во дворе лопатой.

    (Снег ).

    Колючий клубочек
    Под елкой лежит.
    Захочешь потрогать-
    В миг убежит.

    (Ёжик ).

    Две курносые подружки
    Не отстали друг от дружки.
    Обе по снегу бегут,
    Обе песенки поют.
    Обе ленты на снегу
    Оставляют на бегу.
    Под полом таятся,
    Кошек боятся.

    (Мыши ).

    – Какой еще снег бывает?

    (Пуши стый)

    • Молодцы, ребята, все загадки отгадали и объяснили правописание орфограмм.
    • А теперь составьте красивый рассказ о зиме, используя эти слова.
    • Что при этом мы должны помнить?

    (О чем мы будем говорить, опираясь на опорные слова, и с какой целью.)

    Говорить будем о зиме.

    Цель: рассказ должен получиться красивым, ярким, эмоциональным.

    Например: Наступила зима. Ударил мороз. Выпал белый снег и укрыл землю пушистым одеялом. Под снегом в норке спит ёжик. Дети весело катаются на санках и лыжах. Хорошо зимой!

  • Назовите предложение, в котором встретилось слово с сочетанием ЖИ, ШИ.
  • Запишите его и объясните все орфограммы. Выделите основу предложения (самостоятельно).
  • Физ. минутка:

    Я буду называть слова с ЖИ и ШИ, если услышите слова

    с ЖИ – приседайте;

    с ШИ – вставайте;

    без ЖИ и ШИ – хлопайте в ладоши.

    Лужи, машина, моржи, мороз, шины, жираф, шишка, метель, лыжи, мыши.

    • Ребята, вы сказали, что реки покрываются льдом.
    • А какие забавы можно устроить на льду?
    • Как нужно вести себя на льду?
    • Вот и нам зима приготовила каток с заданиями.
    • Нам нужно найти правильный след и составить слова.

    • А теперь найдите: 3сложных слова, 2сложных слова.
    • Как узнали, СКОЛЬКО СЛОГОВ? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)
    • Почему же ЖИ и ШИ пишем с буквой И
    • ?

    VII. Рефлексивная деятельность.

    А теперь ответьте:

    • Кто из вас доволен своей работой на уроке?
    • Кто не доволен собой на уроке?
    • Какие задания, выполненные на уроке, показались вам наиболее интересными?
    • Какие из них были выполнены быстро и не вызвали затруднений?
    • Что оказалось для вас наиболее сложным?
    • Молодцы, ребята.
    • А вот зиме нашей всё понравилось. Она стала добрее, и скоро выпадет много снега, можно будет кататься на санках, коньках и лыжах.

    И мы увидим, что
    Станут звездочки кружиться
    И на землю все ложиться.
    Нет, не звезды, а пушинки,
    Не пушинки, а.... (снежинки)

    • А ещё зима нам сделала подарок и принесла вот такие снежинки. А одна из них необычная. Это снежинка – словарик. Сюда нам нужно записать слова с сочетанием ЖИ и ШИ. (С обратной стороны доски наклеены снежинки, а между ними словарик – в виде снежинки).

    VIII. Домашнее задание.

    Составить на отдельном листочке в клеточку кроссворды на тему “ЖИ и ШИ пиши с И” (можно использовать слова, которые нам сегодня встречались).

    Выбор редакции
    Окутано множеством слухов.Благодаря его дешевизне, а также воздействию СМИ, большинство полагает, что оно является очень вредным и...

    Итак, предыдущая страница завершила наше знакомство с двумя, без сомнения, выдающимися истребителями четвертого поколения. Как легко...

    Если вы находитесь в поисках удобной и практичной обуви для повседневной носки, вам стоит присмотреться к слипонам. Это некий аналог...

    Согласно новейшим исследованиям, чтение задействует большинство высших зон мозга – иными словами, это лучшее упражнение для его...
    Можно ли ждать правильного выполнения намаза от мужчин, недавно принявших Ислам, если даже уроженцы мусульманских стран и регионов далеко...
    С самого детства мы рисуем для себя четкую картинку счастливой семьи – жена, муж и дети. Никто не хочет в одиночестве дожидаться старости...
    Общение с клиентом тонкая наука, контактный персонал оставляет самое важное впечатление клиента о компании. Если общение с вашим...
    Он привык глубоко переживать свои чувства и любовь для него становится одной из важных целей в его жизни. Он очень романтичен, внимателен...
    Вы испробовали разные диеты, а они не дали ожидаемого эффекта? Вы поняли, что «таблетки для похудения» не принесут вам пользы, а являются...